[<10>] ====== Толкования на Быт. 16:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих** Предрекает ей, что это будет человек мужественный, воинственный, и много будет трудиться в возделывании земли. Итак, из всего, что случилось с рабою, видишь ли славу праотца (Авраама)? Такое промышление о рабе показывает благоволение Господа к этому праведнику. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 38.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих** **Дикий лошак**: ημιονοι. Животное сие, по описанию Палласа, красивее и проворнее осла, но никак не привыкает к людям. Измаил подобен был оному тем, что обитал в пустыне и не приобщился ни к какому народу или обществу. **Рука его на всех, и рука всех на него**. //Налагать на кого руку// значит //убивать// ([[old:gen:37:27|Быт. 37:27]]; [[old:vtor:13:09|Втор. 13:9]]; [[old:vtor:17:07|Втор. 17:7]]). Итак, жребий Измаила таков, что он должен жить в непрестанной вражде с другими и в оружии находить средство своей безопасности и благоденствия. Событие сего предсказания не подвержено сомнению в потомстве Измаила (//Pirn. L. VI, с. 28. Ex innumeris populis (Arabum) pars aequa in commerciis aut latrociniis degit. В особенности упоминаются у сего писателя Arabes feri, что весьма близко к настоящему описанию Измаила//) и, может быть, простирается до Магомета и далее. Можно спросить: какое утешение было для Агари в обетовании, что от нее произойдет народ дикий и жестокий? Ответ: народ бранный по образу жизни не есть еще по сему отверженный народ; он может иметь свои добродетели, как, например, и арабы при бранном духе отличаются верностью в слове и гостеприимством. Удел потомства Агари есть благословение земное, а сие нередко достается бранным народам. Впрочем, не должно оставить без замечания и того, что сварливое расположение духа, в котором была Агарь по зачатии Измаила, делается родовым его наследием. **Жить будет он пред лицем всех братьев своих**. То есть он и его потомство будут обитать в //близости// ([[old:gen:23:19|Быт. 23:19]]; [[old:gen:25:09|Быт. 25:9]]) или //к востоку// от народов одноплеменных, каковы суть потомки Аврама от Хеттуры: Аммониты, Моавиты, Израильтяне, Идумеи. Измаил и Измаильтяне кочевали в Аравии пустой и каменистой. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих** См. Толкование на [[old:gen:16:09#prp_efrem_sirin|Быт. 16:9]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих** Вместо «грубого человека» в еврейском тексте написано phara (פֶּ֣רֶא), что переводится как «дикий осёл». Этим обозначается, что потомство Измаила будет жить в пустыне, не имея постоянного места пребывания. То есть это кочевники-сарацины, которые делают набеги на все народы, граничащие с пустыней, и потому против них самих все воюют. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Дидим Слепец ===== **он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих** Порядочный, мудрый и цивильный человек во многих отношениях отличается от того, кто не является таковым. Поэтому последнего, по сравнению с горожанином и знающим человеком, мы именуем «простецом» и «деревенщиной», а, по сравнению с образованным и воспитанным человеком, «невеждой» и «недоучкой». Стало быть, поскольку плод добродетели представляет собой законное жительство, то тот, кто не живет этой жизнью согласно законам небесного града Бога живого (ср. [[new:evr:12:22|Евр. 12:22]]), есть деревенщина, и, испытывая недостаток в своем состоянии, он живет еще в деревне, а не в городе. И хорошо, что он назван не только //деревенским//, но и //человеком//, ибо начинающий только теперь не может быть причастным Богу Слову, но лишь после того, как он преуспеет, - ибо Писание назвало //богами тех, к которым было Слово Божие// ([[new:in:10:35|Ин. 10:35]] (на [[old:ps:081:06|Пс. 81:6]])), - и таким образом он будет гражданином небесного града. О таких говорится у мудрого Павла в Послании к Евреям следующее: //[вы приступили] к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму// [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22)]] - в нем они будут написаны. И действительно, Спаситель говорит:// не радуйтесь, что бесы вам повинуются, но что имена ваши написаны на небесах// [[new:lk:10:20|(Лк. 10:20)]]. И никоим образом не следует понимать, что на небесах написаны имена, состоящие из слогов, но что лишь имена, соответствующие добродетели, обладают приснопамятным начертанием на небесах. Именно такие люди написаны на небесах; те же, кто имеет противоположное расположение и помышляет о земном, написали свои имена на земных вещах. И справедливо говорит о них Иеремия: //отступающие от Меня будут написаны на земле// [[old:ier:17:13|(Иер. 17:13)]]. //**На Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих** //«он будет между людьми как дикий осел…»// Дикий осел, или онагр, который неоднократно и художественно изображается в Библии ([[old:iov:39:05|Иов. 39:5-8]]; [[old:is:32:14|Ис. 32:14]]), является, по общему мнению, поразительно жизненным и верным типом бедуина - этого дикого сына пустыни. //«руки его на всех, и руки всех на него…»// Столь же сильно и картинно изображается и будущая судьба этих кочевников, вся беспокойная жизнь которых чередуется между смелыми набегами и жестокой расплатой за них. //«жить он будет пред лицом всех братьев своих…»// Потомки двух братьев - Измаила и Исаака - не будут смешиваться между собою, а будут жить отдельно и независимо друг от друга, они будут находиться между собою не всегда в добром, но всегда в близком соседстве. [<10>]