[<10>] ====== Толкования на Быт. 16:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня** Смотри, как и (новым) наименованием места хочет сохранить навсегда память о нем. **«Прозва бо**, – говорит Писание, – **место: кладязь, идеже видех предо мною»**. Видишь, как раба, от постигшей ее скорби, становясь мало-помалу благоразумнее, выражает свою благодарность за оказанное ей благодеяние, и воздает, чем может, за столь великое о ней попечение. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 38.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня** Тогда **Агарь нарекла Господа, говорящего к ней**. Агарь взывает уже не к Ангелу, но к Богу, потому что в посланнике видит Пославшего и в орудии — Действующего; подобно как Авигаиль послам Давида кланялась и говорила как самому Давиду: //се раба твоя//, и проч. [[old:1ts:25:40|(1 Цар. 25:40-41)]]. **Ты Бог видения! ибо**, сказала она, **даже и здесь я видела в след видящего меня**. Чтобы понять сии восклицания, надобно представить, что Агарь сперва, вероятно, почитала Ангела за странника; потом из разговора постепенно узнавала его; и наконец, когда он стал невидим и, может быть, в последнюю минуту видения просиял, ясно узнала в нем явление Бога. Тогда в восхищении от удивления и радости, желая восхвалить Бога за столь нечаянное и столь торжественное откровение, она восклицает: «Ты Бог видения! Ты все видишь, и всюду видим; Ты весь видение! Ибо я думала, что благодать откровений обитает только в доме Аврамовом; нет, даже и здесь, не только Ты видишь меня, но и я видела Тебя в след; я не узнала откровения Твоего вначале, но увидела славу Твою при окончании видения». //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня** См. Толкование на [[old:gen:16:09#prp_efrem_sirin|Быт. 16:9]] ===== Дидим Слепец ===== Ст. 13-14 **И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом** Выше мы прочитали, что с ней говорил Ангел Божий, теперь же она называет его //Господом и Богом//. И без преувеличения можно сказать, что ангел, подобно пророкам, был слугой не своих слов, но Божиих. Ибо неким образом и ангелы, когда служат и предвещают будущее, исполняют дело пророков, и имя «ангел» выражает действие, а не сущность, так же, как и наименование «пророк». Итак, Ангел говорил слова Божии, и Агарь назвала его Богом, поскольку Он обитал в нем. Подобно и Исайя, пророчествуя, иногда говорит от собственного лица, как имеющий в себе пророческий дух, а иногда произносит пророчество от лица Бога без предваряющей фразы //говорит Господь// - например, когда говорит:// Я создал землю и человека на ней// [[old:is:45:12|(Ис. 45:12)]], а ссылаясь на Господа, он возвещает: //Слушай, небо, и внимай, земля, потому что Господь сказал// [[old:is:01:02|(Ис. 1:2)]]. Мы это говорим, чтобы показать, что не все слова пророк произносит только как посредник, но причастие Богу дарует также власть, и причастные Богу именуются богами благодаря жительству в них Бога. И в самом деле, Ангел, говорящий с Моисеем, был назван Богом, ибо сказано: //И позвал его Ангел Господень и сказал: Я Бог Аврама, Бог Исаака и Бог Иакова// [[old:ish:03:02|(Ис. 3:2-6)]]. Так что в отношении служения это слова ангела, а в отношении смысла - Бога. Хорошо, что //между Кадесом и между Баредом// было узрено явление наставляющего слова, ибо Кадес переводится как «святой», а Баред как «молния». Итак, между этими двумя: между //святым//, который причастен созерцанию божественных вещей, и между //молнией//, то есть сверкающим состоянием, совершается божественное наставление, ибо //молнии Твои освещали вселенную// ([[old:ps:076:19|Пс. 76:19]]; ср. [[old:ps:096:04|Пс. 96:4]]). //**На Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня** //«И нарекла (Агарь) Господа, Который говорил к ней…»// Замечание самого бытописателя, имеющее большую важность в вопросе об установлении личности Ангела Господня. //«Ты Бог видящий меня…»// Точно такое же значение имеют для нас и эти слова Агари. Кроме того, в них дано исповедание Агарью веры в божественный Промысл и Божие всеведение ([[old:ps:138:11|Пс. 138:11]],[[old:ps:138:12|12]]; [[old:iov:34:21|Иов. 34:21-22]]; [[old:am:09:02|Ам. 9:2-3]]). Это еще яснее выражено славянским переводом: «Ты Бог, призревый на мя», т. е. явивший на мне Свою промыслительную силу. **//Толковая Библия.//** [<10>]