[<10>] ====== Толкования на Быт. 16:15 ====== ===== Свт. Андрей Критский ===== //Агаре древле, душе, египтяныне уподобилася еси, поработившися произволением и рождши новаго Исмаила, презорство.// [Древней Агари египтянке уподобилась ты, душа, порабощенная своим произволом и родив нового Измаила – дерзость.] //**Великий канон, читаемый в четверг первой седмицы Великого поста. Песнь 3.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил** Рождение Измаила поставляет Аврама в некотором среднем состоянии между неплодством природы и благочадием обетования. Он получил сына по плоти, а не по обетованию, сына, но не наследника. Апостол Павел находит здесь иносказательное изображение //Ветхого Завета от горы Синайския, рожденного в рабство// [[new:gal:04:22|(Гал. 4:22-25)]]. В продолжение сего иносказания к образованию Церкви ветхозаветной вообще, Агарь, как изъясняет Апостол, знаменует гору Синай, которая есть матерь подзаконных по времени и средоточие Богослужения ветхозаветного, или, наконец, самую Церковь иудейскую; а Измаил представляет в себе сынов сея Церкви, то есть всех бывших под законом Моисеевым. Непременным состоянием рабства, свойственного Агари, изобразуется состояние закона вне веры и от рождения, ибо свойство закона есть понуждать, устрашать и держать в повинности, что все свойственно рабству. Смешение же рабства Агари с свободою и верою Аврамовою в рождении Измаила соответствует смешенному действию в стремящихся к возрождению, которое в Ветхом Завете частию (внешне и образовательно) //были под стражею закона в ожидании веры, долженствующей открыться// [[new:gal:03:23|(Гал. 3:23)]], а частию (внутренне и таинственно) //получили свидетельство веры//, хотя, впрочем, //не получили обетования в полном его совершенстве// и решительном событии [[new:evr:11:39|(Евр. 11:39-40)]]. Приняв //рождение в рабство//, или //нравственное порабощение под строгостью закона//, за существенное и отличительное свойство //Ветхого Завета//, мы можем, подобно как в великой, находить и в малой церкви, то есть во внутреннем человеке, //состояние ветхозаветное// и к сему также прилагать иносказание Измаила и Агари. Продолжительное неплодство Сары, то есть такое состояние души, в котором она, и во многих испытаниях веры, не чувствует в себе живых и спасительных плодов возрождения, и уверенность в истине благодатных обетований, поставленные в противоборстве, могут произвести нетерпеливость и стремление напряженнейшим самодействованием споспешествовать действиям благодати, если можно ускорить и усилить оные. Для сего //Аврам// сочетается с //Агарью//, то есть животворящий дух веры смешивается с убивающим письменем закона, свобода веры сочетавается с рабством закона — в делах плоти по закону, который хотя не должен своевольно быть отвержен, но быв сохраняем, //исполнителей повеленного// еще оставляет //рабами неключимыми//; человек мнит обрести право на рождение по вере в духовное чадство Божие. Плодом сего смешения не может быть вожделенный //Исаак//, но //Измаил, не дух сыноположения, но дух рабства// [[new:rim:08:15|(Рим. 8:15)]]; не совершенная, единым Богом даруемая и управляемая жизнь внутренняя и духовная, но жизнь //образовательная// под пестуном, нравственная по своему источнику и //работная// по своему образу, состоящая из //дней делания//, но не обретающая //субботы// в Боге. В людях, находящихся в сем состоянии, нередко примечать можно Измайлово свойство — //налагать руки на всех//, то есть осуждать всех тех, которые ведутся не одним с ними путем, и вооружаться против них сильною, но не всегда благорассудною ревностью. Впрочем, они обитают //пред лицем братьев своих// — у самых границ земли обетования. Сие сходство между внешними приключениями одного Патриарха и между известным состоянием Церкви, и также между внутренним состоянием человека на пути к совершенству, дабы не показалось случайным и произвольным соображением, должно примечать глубокое сего сходства основание во внутреннем состоянии Аврама и Сары в то время, когда их внешние приключения были толико знаменательны. Их вера как бы утомилась своим страдательным состоянием ожидания и //невидения// [[new:in:20:29|(Ин. 20:29)]], они хотели напитать и подкрепить ее самодействованием. Они не довольны были тем, чтобы внимать обетованиям Господа с упованием и преданностью Его воле, они начинали думать, что могут или должны содействовать своими естественными силами приведению оных в исполнение. От сего внутреннего состояния Аврама и Сары произошло рождение Измаила; и сие внутреннее их состояние отразилось во внешних обстоятельствах его рождения. Таким образом, //проходя сами внутреннее состояние ветхозаветное, они произвели внешнее преображение Ветхого Завета//. Кажется, что сие ветхозаветное состояние Аврама открывается и в происхождении строгого закона обрядов, которое последовало вскоре за рождением Измаила в заповеди обрезания [[old:gen:17:14|(Быт. 17:14)]]. Конец и намерение сих соображений есть то заключение, что как рождение Измаила для Аврама не было исполнением обетования, которого еще надлежало ожидать в Исааке, как Ветхий Завет был только приготовлением к Новому, так жизнь многодеятельная и работная под игом закона не должна быть почитаема христианами сокровищем заслуг и последним предлогом совершенства; но, проходя сие поприще в терпении и послушании, они должны ждать верою своей свободы в истине, своей жизни во Христе и жизни Христа в себе. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил** См. Толкование на [[old:gen:16:09#prp_efrem_sirin|Быт. 16:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил** //«Агарь родила Авраму сына…»// Вразумленная бывшим ей откровением, Агарь возвратилась в дом Аврама, примирилась с Сарой и скоро сделалась матерью, родив сына, которого Аврам, согласно данному в откровении повелению, назвал Измаилом. Этим самым удостоверяется и реальность бывшего Агари видения. [<10>]