[<10>] ====== Толкования на Быт. 16:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила** Мы ясно увидим всю добродетель праотца, когда узнаем, сколько прошло между тем времени. Это показывает нам блаженный Моисей, вдохновляемый Святым Духом. Что же он говорит? Когда (Авраам) внял повелению Божию, и, востав, устремился из Харрана в землю ханаанскую, тогда ему было семьдесят пять лет [[old:gen:12:04|(Быт.12:4)]]. И как только вступил он в землю ханаанскую, (Бог) обещал всю эту землю дать ему и семени его, и так размножить (его потомство), что оно будет бесчисленно, как песок и звезды. Между тем после этого обетования многое случилось с праведником: удаление, по причине голода, в Египет, похищение Сарры, и вслед затем (открывшееся) промышление (о нем) Божие, потом, по возвращении (из Египта), оскорбление Сарры от царя герарского, и немедленное заступление от Бога. Праведник, видя все эти события после данного обетования (Божия), не смущался духом, не испытывал, для чего, получив такие обетования, он каждый день подвергается столь многим и столь великим искушениям, и столько времени остается бесчадным; но, как муж благочестивый, не дерзая дела Божии подвергать суду своего немощного разума, был спокоен и с утешением принимал все угодное Богу. Спустя девять лет получил (Авраам) Измаила от рабыни, и думал, что на нем-то исполнятся обетования. **«Бе бо**, – говорит Писание о праотце, – **лет осьмидесяти шести, егда роди Исмаила»**. Между тем Бог еще тринадцать лет испытывает терпение праведника, и только тогда исполняет Свое обетование. Он хорошо знал, что, как золото, очищаемое чрез долгое время в горниле, добродетель праведника явится (в искушении) чище и светлее. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 39.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила** Лета Аврама писатель замечает здесь, вероятно, в извинение его в нетерпеливом желании иметь потомство и в изъявление того, что Агарь на краткое время только пользовалась правами супруги. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Дидим Слепец ===== **Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила** С уверенностью можно сказать, что слова: **Агарь родила Авраму сына** - особо отмечаются Писанием, чтобы показать благочестие Агари и чистоту происхождения Измаила. Буквальный смысл последующего ясен, поэтому давайте рассмотрим также возвышенный. Когда совершающий преуспеяние рождает дитя согласно цели учителя, то оно не презирается. Итак, эти слова о потомстве подходят к правильно наставляющему и сеющему пользу учителю. Поэтому сказано: //Агарь родила Авраму//. А то, что это обстоит именно так, как я представил согласно словам Писания, следует из слов:// и нарек Аврам имя сыну своему//, и добавлено:// которого родила ему// [[old:gen:16:15|(Быт. 16:15)]]. Ибо если эта мысль верна, было бы достаточно сказать: //и нарек Аврам имя сыну своему - //без добавления:// которого родила ему//. //**На Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила** //«Аврам был восьмидесяти шести лет…»// Замечание бытописателя, почерпнутое им, вероятно, из традиции, ревниво сохранявшей все детали из жизни этого самого популярного на всем Востоке патриарха [[old:gen:17:24|(Быт. 17:24-25)]]. [<10>]