[<10>] ====== Толкования на Быт. 17:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол** См. Толкование на [[old:gen:17:09#svt_ioann_zlatoust|Быт. 17:9]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол** См. Толкование на [[old:gen:17:09#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 17:9]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол** Происхождение сего заветного обряда недостойным образом изъясняют те, которые думают, что Авраам сам собою готов был принять обрезание от египтян, а Бог только по снисхождению соделал оное предметом своей заповеди. Обрезание еврейское и египетское, как замечает Ориген против Цельса (L. V), ничего не имеет общего в самом основании своем, подобно как два священнодействия в честь различных божеств. Оныя разнствуют также многими обстоятельствами: евреи совершают обрезание по закону, а египтяне по произволению; евреи подвергаются оному все вообще, а из египтян преимущественно жрецы и желающие заниматься тайными науками; у евреев только мужеский пол, а у Египтян и женский (Serab. L. XVII). У евреев в осьмый день по рождении, а у египтян в тринадцатилетнем возрасте (Ambr. de Abrah. L. II, с. 11). По сему последнему обстоятельству удобнее можно производить египетское обрезание от Измаильтян, потомков Авраама, нежели от египтян Авраамово. Иисус Христос о начале обрезания говорит, что оно есть от отцев, и показывает, что закон обрезания не ниже закона субботы [[new:in:07:22|(Ин. 7:22)]]. Филон (De circumcis.) почитает убедительными к употреблению обрезания четыре почерпнутые, как он говорит, из древних толкователей Моисея причины, которые суть следующие: предупреждение некоторой тяжкой болезни; чистота всех частей тела, приличная священному чину; приложение обрезания к сердцу и, наконец, приготовление к деторождению в большем числе. В сих понятиях смешивается еврейское обрезание с языческим и догадка с опытом. Не удаляя наших исследований от пути указуемого Св. Писанием, мы находим достаточные к учреждению обрезания две причины, или что то же, два истолкования оного: образовательное, или поучительное, о котором и Филон упоминает, и преобразовательное, или пророчественное. Поучительное знаменование обрезания открывают следующие выражения Св. Писания у Моисея: //сердце необрезанное// [[old:lev:26:41|(Лев. 26:41)]], //обрежьте крайнюю плоть сердца вашего// [[old:vtor:10:16|(Втор. 10:16)]]; у Иеремии: //у всего дома Израилева необрезанные сердца// [[old:ier:09:26|(Иер. 9:26)]]. В речи первомученика Стефана: //жестоковыйные, у которых сердца и уши не обрезаны// [[new:act:07:51|(Деян. 7:51)]]. Но полнее и определительнее излагает образовательное свойство обрезания внешнего Апостол Павел: //это не Иудей//, который таков только //наружно//, и это //не обрезание//, которое совершается только //наружно над плотию//, но //тот Иудей//, который таков //в тайне//; и //то обрезание//, которое совершается //над сердцем по духу, а не по письмени// [[new:rim:02:28|(Рим. 2:28-29)]]. Почему обрезание долженствовало внушать человеку, что он от рождения, по естеству, находится сердцем в нечистоте плоти, подобно как плотию в необрезании; что из сего состояния он должен выйти //совлечением тела греховного плоти// [[new:kol:02:11|(Кол. 2:11)]]; что действие сего таинственного обрезания должно быть устремлено на те части, от которых раздаются деяния плотские: //на сердце, отколе исходят помышления злые//, //на уши, коими вносятся и всаждаются в душу соблазны, но которые тяжки для принятия слова Божия//; что плод обрезания сего есть вступление с Богом в завет, соединение с Ним в духе и наследие обетований Его. К изысканию преобразования в установлении обрезания ведет самый союз, в котором оно находится с обетованием Авраама, как видимое знамение завета с его существенным свойством и концем. Знамение сие изъясняет Апостол, когда обрезание Авраама называет //печатию правды веры// [[new:rim:04:11|(Рим. 4:11)]] и когда наше //нерукотворенное обрезание// называет //обрезанием Христовым// [[new:kol:02:11|(Кол. 2:11)]]. Как нерукотворенное обрезание верующих в Новом Завете есть Христово, так Христово же долженствовало быть и рукотворенное обрезание верующих в Ветхом Завете: одно духовно и существенно, а другое преобразовательно. И действительно, для чего не обрезывается, например, ухо или другой член тела, общий обоим полам? Для того, без сомнения, чтобы в видимом знамении завета было близкое указание на обетование о благословенном семени, долженствующем произойти от Авраама. Обрезание плоти мужеской есть как бы отрицательное выражение понятия о //семени жены//. ...Печатию обетования о Исааке и залогом его рождения Бог полагает на Аврааме... обрезание. ...Ближайшее приготовление к возрождению также есть обрезание: обрезание сердца, ушей, безысключительное обрезание всего плотского, усечение всего, что возбуждает собственную деятельность по стихиям мира, а не по Христе, — всего, что питает и укрепляет более внешнюю и естественную, нежели духовную и благодатную жизнь. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол** См. Толкование на [[old:gen:17:01#prp_efrem_sirin|Быт. 17:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт. 17:1–7, 9–12, 14). В состав сей паремии входит большая часть предшест­вующей, рассмотренной нами паремии (Быт. 17:1 – 7), и повествование об установлении обрезания (Быт. 17:12, 14). **Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол** **«Сей завет»**: идет речь не о сущности **завета**, не о тех душевных расположениях и богоугодных действиях, к ко­торым человек обязан по силе **завета** с Богом [о чем была речь в предшествующей паремии], а собственно о внешнем знамении верности завету с Богом, как видно из следую­щего стиха. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами** //Установление обрезания, как знамения завета// //«Сей есть завет Мой… да будет у вас обрезан весь мужеский пол и сие будет знамением завета…»// Вся суть этих требований сводилась к одному основному - к соблюдению обрезания, которое во внешнем символическом действии заключало сущность этого завета. С внешней своей стороны обрезание, прежде всего, было тем пролитием крови, которое считалось важной гарантией прочности подобных союзов и у людей. Затем, по самой связи фактов и цели его установления, обрезание должно было служить постоянным и наиболее, так сказать, ощутительным напоминанием о том завете с Богом, в который некогда вступил отец верующих, а в его лице и все его потомство (11 ст.). Наконец, обрезание было знамением завета и в том смысле, что оно являлось внешним отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу и вступления в ветхозаветную церковь. Еще важнее было идейное, внутреннее значение обрезания; хотя с этой стороны оно, по всей вероятности, еще долго не сознавалось во всей своей силе, будучи раскрыто только позднее, отчасти у пророков и главным образом у Апостола Павла ([[old:lev:26:41|Лев. 26:41]]; [[old:vtor:10:16|Втор. 10:16]]; [[old:vtor:30:06|Втор. 30:6]]; [[old:is:52:11|Ис. 52:1]]; [[old:ier:04:04|Иер. 4:4]]; [[old:ier:09:25|Иер. 9:25]]; [[old:iez:44:07|Иез. 44:7-9]]; [[new:act:07:51|Деян. 7:51]]; [[new:rim:03:01|Рим. 3:1]]; [[new:rim:04:11|Рим. 4:11]]; [[new:fil:03:03|Фил. 3:3]]; [[new:kol:02:11|Кол. 2:11-12]] и др.). В этом отношении обрезание, состоявшее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало собой отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий, или, как это выразительно называет Библия, - «обрезание сердца» ([[old:vtor:10:16|Втор. 10:16]]; [[new:rim:02:29|Рим. 2:29]] и др.). Во-вторых, вводя некоторое освящение в сам источник чадорождения и изображая собой совлечение «греховного тела плоти» [[new:kol:02:11|(Кол. 2:11)]], обрезание, с одной стороны, указывало на наследственную греховность, в которой мы все зачинаемся и рождаемся [[old:ps:050:07|(Пс. 50:7)]], с другой таинственно предзнаменовывало новозаветное крещение, омывающее эту наследственную, прародительскую порчу [[new:kol:02:11|(Кол. 2:11-12)]]. В-третьих, в приложении к предмету обетования, т. е. к потомству, обрезание имело тот смысл, что указывало как бы на устранение или ослабление всяких естественных средств его осуществления и тем самым очевиднее открывало особое действие божественной благодати в исполнении этих обетований. Наконец, значение этого последнего основания получало особенную силу в отношении к главному «Семени» Авраама, т. е. к божественному лицу Господа Иисуса Христа, имевшему родиться от Святого Духа и Марии Девы. [<10>]