[<10>] ====== Толкования на Быт. 17:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени** См. Толкование на [[old:gen:17:09#svt_ioann_zlatoust|Быт. 17:9]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени** Поскольку Авраам призван к совершенному, он получает прорицание совершенства: **обрежьте**, - сказано, - **весь мужеский пол ваш и обрежьте плоть вашу**. Совершенное же обрезание духовно - в самом деле, и текст учит нас этому, когда говорит: //обрежьте жестокость сердца вашего// [[old:vtor:10:16|(Втор. 10:16)]]. Многие понимают это место так: //обрежьте весь мужеский пол ваш//, то есть ваш ум, ибо нет ничего крепче ума. Далее, поскольку мужской пол еще и свят, сказано: //всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу// (ср. [[old:ish:13:02|Исх. 13:2]]). Что же более свято, чем ум, который производит семена благих помышлений, которыми он разверзает ложесна души, заключенные бесплодием, которое препятствует родам, так что он способен породить те невидимые поколения, очевидно, в той утробе, о которой говорит Исайя: //Мы зачали в утробе и родили дух спасения// [[old:is:26:18|(Ис. 26:18)]]. Итак, обрезание сердцем умопостигаемо, а обрезание плоти, как заповедано, чувственно: первое как истина, а второе как знак. Таким образом, обрезание двойное, потому что требуется воздержание души и тела. Наконец, египтяне обрезывают мужчин на четырнадцатом году и требуют, чтобы и женщины обрезывались на том же году, потому что с этого возраста, очевидно, начинает разгораться страсть мужского вожделения и у женщин начинаются месячные. Но Податель вечного Закона требует знака телесного обрезания только у мужчин, потому что при сношении мужчина более страстен, нежели женщина, и потому Он желал ослабить его пылкость знаком обрезания. Или потому, что мужчины полагают, что они гуляют законно, раз они воздерживаются от прелюбодеяния, и думают, что отношения с блудницами соответствуют закону природы, хотя ни мужчине, ни женщине не позволено сочетаться ни с кем иным вне брака. Согласно же возвышенному толкованию возвещается то, что, если ум чист и обрезан, свободен от излишних вожделений и помыслов, он привязывает душу к своей чистоте и, преисполненную чистыми чувствами, делает родительницей благого потомства. Закон повелевает на восьмой день обрезывать мальчика: очевидно, это предписание имеет некий таинственный смысл, потому что это день воскресения. Ведь Господь Иисус воскрес в воскресенье. Следовательно, если день воскресения застанет нас обрезанными и свободными от излишних преступлений, омытыми от всякой скверны, чистыми от телесных пороков, если с этого дня ты станешь чист - ты воскреснешь чистым. //**Об Аврааме.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени** См. Толкование на [[old:gen:17:09#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 17:9]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени** **Осьми дней**. Осьмой день по рождении младенца, по замечанию Аристотеля (De animal. L. VII, с. 12) важен потому, что до исполнения семи дней нельзя увериться в его жизненности. В Св. Писании вообще седьмое число представляется таинственным числом совершения, и вещи, не достигшие в сие число, почитаются несовершенными, почему и животные не могли быть приносимы Богу прежде исполнения семи дней от их рождения [[old:ish:32:30|(Исх. 32:30)]]. **Осьмой день** обрезания, может быть, назнаменует обновление человеческого естества Воскресением Христовым в //полноте седмицы//, или в первый по седьмом день, и также, может быть, очищение всего мира в течение великих семи дней Божиих. **Мужского пола**. Пол женский не исключается от завета, но входит в него своим рождением от обрезанных и обрезанием рожденных от себя. Сим назнаменуется то, что заветное семя, спасающее мужа и жену, есть не жена, но муж. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт. 17:1–7, 9–12, 14). В состав сей паремии входит большая часть предшест­вующей, рассмотренной нами паремии (Быт. 17:1 – 7), и повествование об установлении обрезания (Быт. 17:12, 14). **И отроча осмодневно обрежется вам, всяк мужеский пол в родех ваших** **«Отроча осмодневно обрежется вам»**. Обрезанию на­значено определенное время, дабы не подать повода к небрежению, не слишком близкое по рождении, чтобы дать младенцу окрепнуть в силах для перенесения нелегкой операции и достигнуть нужной для сего зрелости. В Священном Писании вообще **седьмое число** представляется числом полноты и совершенства, и вещи, не достигшие сего числа, почитаются несовершен­ными. Потому и животные могли быть приносимы Богу не прежде, как по исполнении **седьми дней** от их рождения [[old:ish:22:30|(Исх. 22:30)]]. И не слишком позднее для того, чтобы родители могли иметь утешение поскорее видеть свое дитя в завете с Богом. Совершение обрезания **в осьмой день** почитаемо было столь необходимым, что не откладываемо было даже в субботу, если она совпадала с этим днем [[new:in:07:22|(Ин. 7:22)]]. – **«Всяк мужеский пол»**. Хотя обрезание, как знамение завета, долж­но быть совершаемо над одним **мужеским полом,** но сим не исключаемы были из завета лица женского пола; они участвовали в завете своим рождением от обрезанных и обрезанием рожденных от себя. Притом, жена составляет одно лицо с мужем, и, следственно, разделяет с ним то освящение, знамением которого служит обрезание; а неза­мужняя должна была утешать себя по крайней мере тем, что она, как член семейства, могла с прочими членами участвовать в праздновании Пасхи, наравне с замужними и с обрезанными, – преимущественно одних членов из­бранного народа [[old:ish:12:03|(Исх. 12:3-48)]]. – **«В родех ваших»**: во всех последующих родах. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени** //«Восьми дней от рождения…»// Следовательно, обрезание совершалось спустя неделю после рождения, и это соблюдалось настолько строго, что ради обрезания нарушался даже покой субботнего дня [[new:in:07:22|(Ин. 7:22-23)]]. //«младенец мужеского пола…»// Этим, между прочим, обрезание у евреев отличается от обрезания у египтян и других древних народов, где оно практиковалось и относительно женщин. [<10>]