[<10>] ====== Толкования на Быт. 17:14 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой** Не случайно и не напрасно многих, как кажется, смущает следующее место, в котором Господь сказал так: **потому что необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой**. В самом деле, здесь полагается, что небрежность родителей относительно восьмого дня причинит большой вред младенцу, так что душа его истребится, хотя даже закон об убийце, который совершил непреднамеренное убийство человека, определил города, укрывшись в которых, тот может избежать наказания за пролитие крови (см. [[old:chis:35:09|Чис. 35:9-15]]; [[old:vtor:04:41|Втор. 4:41-43]]; [[old:vtor:19:01|19:1-13]]; [[old:nav:20:01|Нав. 20:1-9]]). Как же там в расчет принимается случайность убийства, а здесь младенчество не принимается в расчет, в то время как отсутствует сама возможность совершения преступления, ни умышленного, ни неумышленного, если, конечно, не думать, как это делают некоторые, что смертью ребенка больше караются родители? Но ведь несправедливым считается, когда преступление виновных перекладывают на невиновных или когда из-за преступления виновного наказывается невиновный, или когда одинаковому наказанию подвергают тех, чья вина отличается. Поэтому некоторые полагают, что здесь говорится об уничтожении родителей, так что истребится их душа, а не ребенка. Однако и это крайне сомнительно, даже если в пользу этого утверждения говорят слова: //ибо он нарушил завет Мой//. ...Другие же полагают, что Господь Бог, хоть и безмолвно, грозит родителям более суровыми наказаниями, чтобы взрослые испытывали больший страх, раз уж не пощажен даже младенец. //**Об Аврааме.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой** К жизни призываем тебя, человек: почему уклоняешься от призвания? Призываем к приобщению благ: зачем проходишь мимо дара? Царство Небесное отверсто; Призывающий не лжив; путь удобен, не нужно ни времени, ни расходов, ни хлопот. Что медлишь? Зачем отступаешь назад?.. Иудей не отлагает обрезания по причине угрозы, что всякая душа, которая не обрежется в день восьмой, //истребится из народа своего//. А ты откладываешь //обрезание нерукотворенное в совлечении плоти//, совершаемое в крещении [[new:kol:02:11|(Кол. 2:11)]], слышав от Самого Господа: //истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царствие Божие// [[new:in:03:05|(Ин. 3:5)]]. Там боль и язва, а здесь орошение души и врачевство для язвы сердечной. //**Побудительная гомилия к принятию святого крещения.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой** См. Толкование на [[old:gen:17:09#svt_ioann_zlatoust|Быт. 17:9]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой** См. Толкование на [[old:gen:17:09#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 17:9]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой** **Отсечется душа та от народа своего**. Отсечение необрезанных, по различным мнениям иудейских и христианских толкователей, означает лишение жизни вечной, преждевременную смерть, бесчадие, смерть по суду гражданскому, отлучение. Одни подвергают сему осуждению родителей, которые не обрезывают своих сынов; а другие – сих самых сынов, если они, пришедши в возраст, не исполнят опущенного родителями. **Отсечение души от народа своего**, по употреблению сего выражения в Св. Писании, знаменует наказание Божественное [[old:lev:17:10|(Лев. 17:10]]; [[old:lev:20:05|Лев. 20:5-6]]; [[old:lev:23:29|Лев. 23:29-30)]]. Действительно, иногда Бог видимо изъявлял гнев свой за небрежение о законе обрезания, как случилось с Моисеем [[old:ish:04:24|(Исх. 4:24-26)]]. Впрочем, с понятием нарушения завета всего ближе соединяется отлучение от общества верующих и лишение прав на обетования завета. В обычаях иудеев было, что и те, которые получили обрезание, но после восьмого дня, уже не равнялись с обрезанными в восьмой день ([[new:fil:03:05|Флп. 3:5]]. Orig. contra Cels. L. V). От сего, может быть, мнения произошло, что семьдесят толковников после слов, //который не обрежет края плоти своея//, в переводе своем прибавили: //в день осьмый//. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== «**Истребится**», говорит, «**всякий необрезанный из рода Израилева, и наследия не будет иметь в братиях его всякий необрезанный**». Так, здесь не обрезанный сердцем, не обрезанный мечом Духа не называется сыном Божиим или Израилем, видящим Бога, и не сопричисляется наследию жизни. И как там не было возможно язычникам приступить или приобщиться, так Бог отделяет душу от духов злобы, дав сердцу закон духа. //**Собрание рукописей типа I. Слово 10.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Всякая душа, которая не будет обрезана в день осмый, погубится от рода своего** Иные отвергали и сей закон, как не имеющий смысла, и изречение это относили к обрезанию душевному. Иначе, говорили они, надлежало бы сказать, что потребится не маловозрастный младенец, а не обрезавший сына своего. Но если слово сие и относится собственно к душе, то я не отвергаю и буквы, потому что и при буквальном значении сохранится та же мысль. Это самое тягостное наказание для отцов, когда гибнут дети. А что до детей, если, может быть, умрут до возраста, способного распознавать доброе и недоброе, то они и не узнают, что были под наказанием. Если же и придут в сей возраст, то без великой тягости перенесут наказание, облегчаемое привычкою, тем паче, что вина непроизвольна. Родители же будут терпеть невыносимое наказание. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой** Сказано: если кто не будет обрезан **«в день осмый, погубится»** [[old:gen:17:14|(Быт. 17:14)]]. Впрочем, незлобивый и неразумный младенец не наказывается, если бывает и не обрезан. Да и надлежало бы более родителям подвергаться наказанью. Но Бог наказывает, если верою и молитвою не обрежешь ты, человек, злобы. Потому и Апостол повелевает //«младенчествовать злобою»// [[new:1kor:14:20|(1 Кор. 14:20)]]. Посему будем обрезываться духовным мечом, взирая на **«день осмый»**, то есть на век будущий. Обрежем же всякое плотское мудрование, и слово, и дело беззаконное, чтобы не погибнуть и не быть отчужденными от среды народа, спасаемого Христом. **//Письма на разные темы. Сенатору Птоломею.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт. 17:1–7, 9–12, 14). В состав сей паремии входит большая часть предшест­вующей, рассмотренной нами паремии (Быт. 17:1 – 7), и повествование об установлении обрезания (Быт. 17:12, 14). **И мужеский пол, иже не обрежет плоть крайнюю свою в осмый день, потребится душа она от рода своего, яко завет Мой разорила есть** Слов **«в осьмый день»** – нет в еврейском тексте и прибавление их в греческом переводе и в славянском представляет для толкователей великую трудность. Для разрешения ее некоторые, впрочем, ссылаются на то, что по мнению иудеев, даже те, которые получили обрезание, но после **осьмого дня**, – уже не равнялись с обрезанными **в осьмый день**. Выражение: **«потребится душа она от рода своего»**, согласно с употреблением его в других местах, означает изъятие виновного из среды живых в народе своем, или смертная казнь ([[old:ish:12:15|Исх. 12:15]], [[old:ish:12:19|19]]; [[old:lev:07:20|Лев. 7-20]], [[old:lev:07:21|21]] и т.д.), совершаемая или непосредственно самим Богом (напри­мер, внезапная смерть), или по приговору судебному. Чтобы признать соразмерность с виной столь строгого наказания, угрожающего необрезанным, должно предпо­ложить, что идет здесь речь о таких необрезанных, которые, не получив обрезания в младенчестве, не допустили совер­шать оное над собою по достижении совершеннолетия, – которые решились остаться навсегда необрезанными или по небрежности, или по уклонению в язычество; в обоих случаях они виновны в явном нечестии, в неуважении к завету с Богом, нетерпимом в народе Божием. Повествование об установлении обрезания читается в праздник Обрезания Господня для того, чтобы видно было, что Господом Иисусом Христом, пришедшим не разорить, а исполнить закон ветхозаветный, в точности исполнен был и закон обрезания, и что вместе с тем принято Им на Себя обязательство верности завету с Богом, которое возлага­лось на каждого обрезанного, и которое мог исполнить в совершенстве только Он – Господь Иисус, чем за всех удовлетворил требованиям правды Божией. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой** //«Необрезанный же… истребится душа та из народа своего…»// «Истребится» - в еврейском тексте выражено термином, означающим «да будет отсечена», чем дается мысль не столько об истреблении или смерти, сколько об отделении от израильского общества, изгнании из него и своего рода религиозно-гражданской смерти [[old:ish:12:15|(Исх. 12:15]], [[old:ish:12:19|19]]; [[old:lev:07:20|Лев. 7:20-21]], [[old:lev:07:25|25]]; [[old:lev:23:29|Лев. 23:29]]; [[old:chis:09:13|Чис. 9:13]]; [[old:chis:15:30|Чис. 15:30)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]