[<10>] ====== Толкования на Быт. 17:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит** Теперь же, слыша такие слова от Господа Бога: //«благословлю Сарру, и дам тебе от нея чадо, и благословлю е и будет в языки»//, и опять: //«цари языков от него изыдут»//, – праотец не знал, что сказать (на это) (а как муж благочестивый, он не мог не веровать словам Божиим), и смотря на свои преклонные лета и на неплодство Сарры, продолжавшееся до такой глубокой старости, впал в недоумение и изумленный таким обетованием, **«паде**, – сказано, – **на лице и посмеяся»**. Понимая все величие обетования и помышляя о всемогуществе Обещавшего, Авраам **«паде на лице (свое) и посмеяся»**, т. е. возрадовался; но по соображениям ума он мыслил и то, каким образом сделается это (изменение) в порядке человеческого естества, т. е. что у столетнего (человека) родится сын, и жена неплодная, не рождавшая даже до девяноста лет, внезапно сделается способною к деторождению? Но, размышляя так в уме своем, ничего подобного не дерзнул он высказать на словах, а только, выражая свою признательность, он молил (Бога) о Измаиле, как бы говоря: Господи, Ты довольно утешил меня, и скорбь о бесчадии дарованием Измаила обратил в радость. После того, как он родился, мне никогда уже и на мысль не приходило, и я никогда не думал, что мне будет еще чадо от Сарры; да и сама она этого не ожидала, почему и (рабу) Агарь передала мне, уже оставив всякую надежду на саму себя. Оба мы получили достаточное утешение, когда родился Измаил. Да будет же этот, данный нам от Тебя (сын), жив пред Тобою; и мы будем иметь достаточную отраду, и жизнь его утешит нашу старость. Что же человеколюбивый Господь? Так как Он в продолжение столь долгого времени уже достаточно испытал благочестивую душу праведника и веру Сарры, и видел, что оба они потеряли на себя всякую надежду, – один по старости, а другая помимо старости еще и по неплодству, – то и говорит: теперь это кажется для вас совершенно невозможным, но для того-то Я так долго и медлил, чтобы показать, что дар, ниспосылаемый Мною, есть выше человеческого естества, чтобы и вы, и все другие из этих опытов познали, что Я Владыка природы, и что она Моею волею управляется и повинуется Моим повелениям. Если Я из несущего произвел ее, тем более уже существующую и поврежденную могу исправить. А для уверения твоего, слушай, ободрись, и удалив от себя колеблющиеся в уме твоем помыслы, убедись вполне от слов Моих. Вот Сарра, жена твоя, о которой ты думаешь, что по неплодству и по старости она уже не может рождать, – родит тебе сына. И чтобы ты нисколько не сомневался, вот Я скажу тебе наперед и самое имя будущего сына: ты назовешь его Исааком. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 40.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит** Бог призвал Авраама, когда тот еще не был обрезан и все еще оставался необрезанным, когда ему было обещано наследование законного сына - чтобы ты уверовал, что он не только отец иудеев, как они утверждают, но и родоначальник по вере всех верующих. Сарра также еще прежде обрезания мужа через прибавление одной буквы благословляется великим воздаянием, так что имеет первенство добродетели и благодати. Бог обещает, что //от нее произойдут народи, и цари народов//, поэтому в ней утвержден образ не синагоги, а Церкви. Авраам //рассмеялся// обещанию, что от нее родится сын, и это было свидетельством не неверия, а ликования. Действительно,** он пал на лицо** - то есть поклонился, поскольку поверил, - и добавил: **неужели у меня, столетнего, родится сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?** И сказал: //о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим!// Он не поступает как неверующий обещаниям и как алчный на обеты, то есть говорит: «Я не сомневаюсь, что Ты сделаешь так, что и столетнему старику дашь сына и, как Творец природы, расширишь пределы природы. Блажен тот, кому даровано это, но я буду преисполнен благодарности, даже если Измаил, которого я имею от рабыни, будет жив пред лицом Твоим». И Господь благосклонно отозвался на его чувства, не отверг прошения и подтвердил Свои обетования. //**Об Аврааме.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит** Он //рассмеялся// не от отсутствия веры, как некто может подумать, но возрадовался, потому что веровал, ибо //рассмеялся// сказано здесь вместо «возрадовался», как и в Евангелии (ср. [[new:lk:06:21|Лк. 6:21]], [[new:lk:06:25|25]]; [[new:mf:05:12|Мф. 5:12]]). Поэтому он и //пал на лицо// и удивился умом. //**Катены на Бытие.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит** Сей смех и недоумение Авраама осуждают св. Златоуст (Horn. XL. in Gen.) и Иероним (Contra Pelag. L. III), и первый из них присовокупляет, что следствием сего смеха были страдания племени Авраамова во Египте. Однако Патриарха оправдывает против осуждения сего само слово Божие, когда приписывает ему //веру оправдывающую// [[old:gen:15:06|(Быт. 15:6)]], //не изнемогающую//, несмотря на то, что //плоть уже омертвела// [[new:rim:04:18|(Рим. 4:18-22)]]. Толковники халдейские смягчают знаменование слова //рассмеялся//. У Онкелоса читается: //возрадовался//. У двух других толковников: //изумился//. Блаженный Августин в поступке Авраама находит //улыбку радости, а не усмешку неверия// (De civ. Dd L. XVI, с. 26). Догадываются, что к сему изречению книги Бытия применено изречение Иисуса Христа, когда Он говорит, что Авраам, видев его день, //возрадовался// [[new:in:08:56|(Ин. 8:56)]]. Отнюдь не странно, а весьма естественно то, что чувствование радости из простого сердца изливается смехом и благоговейное удивление выражается языком недоумения. ...Авраам в состоянии омертвения плоти с изумлением слышит предсказание о рождении от него сына: человек, изнемогающий среди трудов о исправлении своей внешней жизни, с изумлением узнает, что внутренняя должна утвердиться на ее развалинах. ...Исаак рождается от бессеменныя по неплодству и старости. Иисус рождается от Бессеменныя по девству неискусомужному. Исаак есть единородный по матери, но имеет братьев от отца; Иисус есть единородный как по вечному Отцу, так и по земной Матери; но между тем имеет братий в целом роде человеческом. ...Всеобщее перерождение Церкви чрез христианство, подобно рождению Исаака, предшествуется неплодством и как бы старостью, в которых животворная сила Благодати казалась иссякшею и угрожала вышнему Иерусалиму совершенным бесчадием. Но //торжествуй, неплодная//, говорит Исайя [[old:is:54:01|(Ис. 54:1)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит** Авраам рассмеялся не потому, что усомнился; сказав же: //хотя бы Измаил был жив//, обнаружил только любовь свою к Измаилу. Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость, тогда Авраам //рассмеялся// в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит это с ними. Посему-то и говорит ему Бог: //именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына//. Не искушая тебя, говорю это, но чтобы ты верил тому, чего не исполняю. //**Толкование на Книгу Бытия.**// См. также Толкование на [[old:gen:17:15#prp_efrem_sirin|Быт. 17:15]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит** И немного далее: «И назовёшь его именем Исаак». Есть два разных мнения, но одна этимология, почему так был назван Исаак. Дело в том, что Исаак (יִצְחָ֑ק) переводится как «смех». Одни говорят, что его назвали именем «смех» из-за того, что Сарра засмеялась, что неверно, а другие – из-за того, что засмеялся Авраам, с чем и я согласен. Потому что уже после того, как по случаю смеха Авраама его сын был назван Исааком, мы читаем, что рассмеялась и Сарра. Однако следует знать, что в Ветхом Завете четверо были неприкровенно названы своими именами до рождения: Измаил, Исаак, Соломон и Иосия. Прочти Писания. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17, 19, 18:11–14, 21:1–8). В сей паремии повествуется о переименовании Сары и о рождении Исаака. **И паде Авраам на лице свое, и рече в мысли своей: аще** [неужели] **столетну родится сын? И Сарра девятьдесяти лет** [сущи] **родит** В знак благоговения и благодарности к Богу, изрекше­му обетование, **Авраам** повергается пред Ним. Слова же, какие при сем были у Авраама в мысли, выражают не то, что в душе его возникло сомнение в истине обетования Божия, а радостное изумление пред величием обетования: от радости, переполнившей его душу, он себе, своим ушам не верит, слыша уверение от Бога о рождении **сына** от него и от жены его в таком возрасте, когда оба они уже омер­твели для чадородия [[new:rim:04:19|(Рим. 4:19)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит** //«И пал Авраам на лице свое и рассмеялся?…»// «В знак благоговения и благодарности к Богу, изрекшему обетование, Авраам повергается перед Ним. Слова же, какие при сем были у Авраама в мысли, выражают не то, что в душе его возникло сомнение в истине обетования Божия, а радостное изумление перед величием обетования: от радости, переполнившей его душу. Он себе, своим ушам не верит, слыша уверение от Бога о рождении сына от него и от жены его в таком возрасте, когда оба они уже омертвели для чадородия» ([[new:rim:04:19|Рим. 4:19]]; //еп. Виссарион//). [<10>]