[<10>] ====== Толкования на Быт. 17:18 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим** **Жить пред лицем Божиим** на языке священном значит наслаждаться благоденствием и долгоденствием под особенным покровом Промысла (см. подобное выражение [[old:1ts:02:30|1 Цар. 2:30]] и сл.). Но что побуждает Авраама просить сего Измаилу? Может быть, недоверчивость к обетованию о Исааке, коего рождение представлялось неестественным. Может быть, опасение, чтобы новое обетование о сыне Сарры не было соединено с отвержением сына Агари, которого самое зачатие оказалось теперь неблагословенным. Авраам же, как отец, обязан был пещися и о Измаиле как о сыне своем. Вера доброжелательна. Может быть, смирение и благоговение Авраама, объятого Божиими благодеяниями так, что чувствование их величия изобразилось как бы желанием их уменьшения. «Стоит ли бедный столетний старец, — говорит он, — того, чтоб изменять течение природы для дарования ему сына?» ...Авраам, по всем признакам, еще надеется на события обетования на Измаиле, как Бог предрекает ему рождение Исаака и в нем исполнение Своих высоких обетований. Так еще в то время, когда человек опирается на дела закона и на них утверждает свое упование, Бог иногда является из глубины души его некоторыми предчувствиями, некоторыми откровениями высшей внутренней жизни, дая ему усматривать, далее смешения природы и благодати, чистое состояние благодати. ...Авраам при обетовании о Исааке молит Бога о Измаиле: слабый человек, и при начатках жизни по вере еще заботится, чтобы не погибли дела его, и старается поставить их во внимание Божества. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим** См. Толкование на [[old:gen:17:15#prp_efrem_sirin|Быт. 17:15]] ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим** //«о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим!»// Не смея, по своей скромности, верить всей полноте своего счастья, Авраам готов удовольствоваться меньшим, - именно, не ждать себе нового сына, а перенести все эти обетования и надежды на имеющегося уже Измаила. «Оба мы получили достаточное утешение, когда родился Измаил, - комментирует мысль Авраама святой //Иоанн Златоуст//: да будет же этот, данный нам от Тебя сын, жив пред Тобою; и мы будем иметь достаточную отраду, и жизнь его утешит нашу старость». [<10>]