[<10>] ====== Толкования на Быт. 18:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом** См. Толкование на [[old:gen:18:03#svt_ioann_zlatoust|Быт. 18:3]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом** **Омыть ноги ваши**. У древних первым действием гостеприимства было омовение ног [[old:gen:19:02|(Быт. 19:2)]] и совершалось наипаче перед столом ([[old:gen:24:32|Быт. 24:32-33]]; [[old:sud:19:21|Суд. 19:21]]). Обыкновение сие продолжалось до времен апостольских [[new:1tim:05:10|(1 Тим. 5:10)]]. Обитатели жарких стран знают цену сего угощения. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ----- Великая добродетель - страннолюбие! //Страннолюбия не забывайте//, — говорит Апо­стол, - //тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы//. [[new:evr:13:02|(Евр. 13:2)]]. Страннолюбец Патриарх удостоился принять Самого Господа. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Ориген ===== **и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом** Но ведь как он продолжает, словно разговаривая с людьми: **и принесут немного воды и омоют ноги ваши**. Этим самым учит и тебя Авраам, отец и учитель народов, тому, как ты должен принимать гостей и омывать ноги гостей. Однако и это говорится втайне. Ведь он знал, что таинства Господни завершаются не иначе, как омовением ног (см. [[new:in:13:06|Ин. 13:6-11]]). И не для него была сокрыта важность того, о чем говорится Спасителем: //И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу// ([[new:mk:06:11|Мк. 6:11]]; [[new:mf:10:15|Мф. 10:15]]). Следовательно, он хотел упредить и умыть ноги, чтобы никакого праха не осталось, который, будучи отрясенным, мог сохраниться во свидетельство неверия в день суда. Поэтому прозорливый Авраам говорит: **и принесут немного воды, и омоют ноги ваши**. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь** //«омоют ноги ваши, и отдохните под сим деревом… и вы подкрепите сердца ваши…»// Омовение ног в знойной и пыльной Палестине, где обувью служили лишь одни легкие сандалии, было делом необходимости и первым долгом гостеприимства ([[old:gen:24:32|Быт. 24:32]]; [[old:gen:43:24|Быт. 43:24]]). «Сердце» в Библии рассматривается, как центр всех жизненных отправлений, и выражение - «подкрепить сердце» равносильно нашему «подкрепить силы» ([[old:sud:19:05|Суд. 19:5]]; [[old:ps:103:15|Пс. 103:15]] и др.). [<10>]