[<10>] ====== Толкования на Быт. 19:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть** Так как, говорят они, мы освободили тебя от этих беззаконников, то уже и не озирайся назад и не желай видеть того, что постигнет их, но поспешай и уходи далее, чтобы избежать наводимой на них казни. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 43.//** ===== Свт. Андрей Критский ===== //Запаления, якоже Лот, бегай, душе моя, греха бегай Содомы и Гоморры, бегай пламене всякаго безсловеснаго желания.// //**Великий канон, читаемый во вторник первой седмицы Великого поста. Песнь 3.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть** **Один сказал**. Кажется, здесь и Лоту, как прежде Аврааму, является Господь, ибо невероятно, чтобы кто, кроме Него, властен был решить судьбу Цоара [[old:gen:19:21|(Быт. 19:21)]]. **Не оглядывайся**. Некоторые думают, что сим запрещается не столько воззрение на Содом, сколько опасная медленность в тех местах, которые должны погибнуть с оным. Но неудивительно, если и один взгляд на Содом запрещен для искушения веры и послушания или даже по причине естественной опасности от губительных сил, текущих из столь необычайного пожара. **Спасайся на гору**. То есть на горы Моавитские, как они после названы. Ибо и Сигор, который должен лежать на пути к горам убежища Лотова, принадлежит к Моавитиде ([[old:is:15:05|Ис. 15:5]]; [[old:ier:48:33|Иер. 48:33-34]]). ...//Исходящие должны поспешать и не озираться: Никто, взявшийся за соху и оглядывающийся назад, не управит себя в царствие Божие// [[new:lk:09:62|(Лк. 9:62)]]. Безопасность и спасение в //горе// — в непрестанном удалении от мира, приближении к Богу и исследовании воли Его. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Ориген ===== **Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть** Посмотрим же, что говорят ангелы в ответ на хлопоты по приему гостей: **спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть**. Лот был воистину гостеприимен, и, как Писание свидетельствует о нем, он был спрятан от гибели ангелами, которых гостеприимно принял (ср. [[new:evr:13:02|Евр. 13:2]]). Но не настолько он был совершенен, чтобы, немедленно покинув Содом, мог подняться на гору, - лишь совершенный может сказать: //Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя// [[old:ps:120:01|(Пс. 120:1)]]. Он же был ни таким, кому надлежало погибнуть среди жителей Содома, ни достаточно великим, чтобы жить на высотах с Авраамом. Ведь если бы был он таким, Авраам никогда не сказал ему бы: //Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево// [[old:gen:13:09|(Быт. 13:9)]], да и земля и жительство Содома не понравились бы ему. Оттого он был средним между совершенными и обреченными. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть** //«один из них сказал: спасай душу свою…»// На основании всего последующего контекста ([[old:gen:19:18|Быт. 19:18]], [[old:gen:19:21|21]], [[old:gen:19:24|24]]) в этом одном Ангеле, властно ведущем от своего лица всю дальнейшую беседу с Лотом, некоторые комментаторы усматривает «Ангела Господня», (Ангела Иеговы) который выступал главным действующим лицом и в предшествующей главе [[old:gen:18:start|(Гл. 18)]]. //«спасай душу свою…»// «Душа» здесь взята, как синоним «жизни», в качестве основной ее сущности. //«не оглядывайся назад и нигде не останавливайся…»// Ближайший смысл такого запрещения состоял в том, чтобы ускорить бегство Лота, так как всякое промедление и остановка могли грозить для него гибелью, а дальнейший, нравственный - заключался в том, что такой прощальный взор на покинутый Лотом город свидетельствовал бы об его сочувствии и сожалении этого города, что, при виде разразившейся над ним небесной кары, было бы равносильно косвенному порицанию самого Бога за жестокость Его суда. Наконец, всякое обращение назад неодобрительно еще и потому, что оно свидетельствует о недостатке у человека твердости характера и силы воли и о некоторой предосудительной нерешимости его идти по раз избранному пути ([[new:mf:24:18|Мф. 24:18]]; [[new:fil:03:13|Флп. 3:13-14]] и др.). [<10>]