[<10>] ====== Толкования на Быт. 19:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот** Божественное Писание, чтобы показать нам, как благодать Духа немедленно сообщила ему сведение о том (о чем он желал знать), и освободила праведника от заботы, которую имел он о Лоте, говорит: **«егда преврати Господь грады страны тоя, помяну Бог Авраама, и иссла Лота от среды превращения»**. Что значит: **«помяну Бог Авраама»**? Разумеется то ходатайство, которое он выражал словами: //«да не погубиши праведного с нечестивым»// [[old:gen:18:23|(Быт. 18:23)]]. Как же так, спросит кто-нибудь, праведник (Лот) спасен по ходатайству праотца, а не за собственную праведность? Да, и по ходатайству праотца. Когда мы сами заслуживаем, тогда и предстательство праведных приносит нам большую пользу. Напротив, если сами мы нерадим, а всю надежду спасения нашего возлагаем на них одних (праведных), тогда нам не будет от этого лучше, не потому, чтобы праведники были бессильны, а потому, что мы собственным нерадением губим себя. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 44.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот** **Вспомнил Бог об Аврааме и вывел Лота**. Сие заключение сказания о Содоме открывает связь сего сказания с историею Авраама, разрешает и дополняет разговор Господа с Авраамом, по содержанию своему как бы прерванный и неоконченный, и оправдывает милость Божию к семейству Лота, которое в приключениях своих, по исшествии из Содома, кажется ее недостойным. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Ориген ===== **И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот** Поскольку ни один не был найден, за исключением Лота, кто имел бы раскаяние или был готов обратиться, то лишь он один узнан, единственный спасен от всесожжения. Ни дети его, заранее предупрежденные, ни соседи его, ни зятья не следовали за ним (ср. [[old:gen:19:14|Быт. 19:14-16]]). Ни один не захотел познать милость Божию, к милосердию Его прибегнув. Следовательно, никто и не узнан. Это место приведено против тех, которые //над всем насмехаются, говорят клевету, говорят свысока// [[old:ps:072:08|(Пс. 72:8)]]. Так давайте же постараемся действовать таким образом, достичь такого обращения, чтобы быть достойными знания Бога, чтобы быть такими, кого должно знать, - чтобы Он мог счесть нас достойными знания Сына Его Иисуса Христа и Святого Духа; и чтобы мы, знаемые Святой Троицей, могли также заслужить таинства Троицы полного, целого и совершенного - удостоимся по делам знания, открываемого через Иисуса Христа, //Которому слава и держава во веки веков. Аминь// [[new:1pet:04:11|(1 Петр. 4:11)]]. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот** //«вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота…»// Слова эти многое объясняют как о настойчивости ходатайства Авраамова за спасение содомлян даже ради десяти праведников (цифра, к которой быть может приближалось количество членов Лотовой семьи), так и в особой благосклонности и милости Божией к Лоту, несмотря на его некоторое колебание и малодушие. Одновременно с этим данный факт является красноречивым свидетельством того, как //«много может усиленная молитва праведного»// [[new:iak:05:16|(Иак. 5:16)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]