[<10>] ====== Толкования на Быт. 20:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих** Посмотри, какое у них было единомыслие и согласие: он сам, говорит (Авимелех), сказал мне это, и она подтвердила слова его. **«Чистым сердцем и в правде рук сотворих сие»** (говорит он), не имея намерения – совершать что-нибудь беззаконное, но сделал это, как дело позволительное, возможное, не имеющее в себе ничего предосудительного. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 45.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих** См. Толкование на [[old:gen:20:02#prp_efrem_sirin|Быт. 20:2]] ===== Ориген ===== **Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих** Посмотрим, что Авимелех в действительности сказал Господу. Ты, Господи, знаешь, говорит, что //я сделал это в чистоте сердца//. Авимелех поступает совершенно иначе, чем фараон (см. [[old:gen:12:14|Быт. 12:14-]][[old:gen:12:15|15]]): он не настолько невежествен и нечистоплотен, но знает, что должен приготовить «сердце чистое» для добродетели. И поскольку Авимелех с чистым сердцем желал обрести добродетель, Бог исцеляет его по молитве за него Авраама. И не только его одного, но также и рабынь его исцеляет (см. [[old:gen:12:17|Быт. 12:17]]). //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих** //Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих...// Оправдываясь в своем поступке, Авимелех говорит, что он допустил его не по злоупотреблению правом сильного, а по неведению, будучи сам введен в заблуждение; в действительности же, ни с внутренней (простота сердца), ни с внешней (чистота рук) стороны в его действии не заключалось ничего преступного. Так рассуждал Авимелех с точки зрения своей, хананейской, морали, где взятие незамужней женщины в гарем царя почиталось честью, а не бесчестием для нее. [<10>]