[<10>] ====== Толкования на Быт. 20:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней** Что же человеколюбивый Господь? **«Рече же ему Бог во сне»**. Посмотри, какое снисхождение оказывает Господь, во всем являя Свою благость. **«И Аз**, – говорит, – **познах, яко чистым сердцем сотворил еси сие»**. Знаю, говорит, что они сами устроили этот замысел, и что ты сделал это, будучи обманут словами их; и потому-то, чтобы обман их не ввел тебя в грех, **«пощадих тя, да не согрешиши ко мне»**. Велико снисхождение в этих словах, велико человеколюбие Господа! «Против Меня, говорит, обратился бы этот грех». Как у людей, когда кто-нибудь сделает обиду рабу, пользующемуся большою честию у своего господина, господин относит эту обиду к самому себе, и говорит: ты меня оскорбил тем, что так поступил с моим рабом – что с ним делают, то меня касается, – в том же смысле и благий Господь говорит: **«пощадих тя, да не согрешиши ко мне»**. Они, говорит, Мои рабы, и Я такое имею о них попечение, что все, случающееся с ними хорошее, или худое, отношу к Себе; **«сего ради не попустих ти коснутися ее»**. Так как Я много пекусь о них, то, зная, что ты по неведению нанес было им это оскорбление, **«пощадих тя, да не согрешиши ко мне»**. Не смотри на этого мужа просто, как на одного из обыкновенных людей; познай, что они из числа тех, о которых Я наиболее промышляю и которые имеют ко мне особенную близость. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 45.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней** **Удержал тебя от греха**. Сию милость оказал Бог Авимелеху сперва некоторою болезнью его [[old:gen:20:17|(Быт. 20:17-18)]], которая сделала Сарру неприкосновенною; а потом и сим самым откровением. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней** См. Толкование на [[old:gen:20:02#prp_efrem_sirin|Быт. 20:2]] ===== Ориген ===== **И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней** Если Сарра представляет собой добродетель и Авимелех пожелал получить ее //в чистоте сердца//, то почему сказано, что Господь //не допустил его прикоснуться к ней//? Авимелех означает «мой отец - царь». Мне думается, что сей Авимелех представляет усердных и мудрых светских людей, которые, занимаясь философией, хотя и не достигают полного и совершенного порядка благочестия, все же поняли, что Бог есть Отец и Царь всех вещей, то есть Тот, Кто все сотворил и правит вселенной. Что касается этики (то есть моральной философии), они известны тем и получают в том одобрение, что стремились к очищению сердца и всей душой и усердием искали вдохновения божественной благодати. Но Господь //не допустил //их// прикоснуться к ней//. Ибо передать данную милость неиудеям было предначертано не Аврааму, который, несмотря на свое величие, был все же только рабом (ср. [[old:gen:18:03|Быт. 18:3]]), но Самому Христу. Авраам стремился исполнить через себя то, что сказано о нем, а именно: //и благословятся в семени твоем все народы// [[old:gen:22:18|(Быт. 22:18)]]. Тем не менее данное ему обетование высказывается Исааку, а значит, Христу, как о том говорит апостол: //Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос// [[new:gal:03:16|(Гал. 3:16)]]. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней** //«Я знаю… потому и не допустил тебя прикоснуться к ней»//. В содержании этого стиха заключен целый ряд глубоких истин: во-первых, здесь обнаруживается божественное всеведение, которое проникает в глубину наших помыслов и чувств; во-вторых, здесь раскрывается то высокое свойство Божественного Правосудия, по которому оно судит и оценивает поступки людей не по внешним фактам, а по их внутренним мотивам и нравственному настроению виновного; наконец, отсюда же вытекает и представление о Боге, как о верховном охранителе святости и чистоты брачного союза. [<10>]