[<10>] ====== Толкования на Быт. 20:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой** **«И бысть, егда изведе мя Бог от дому отца моего»**. Обрати здесь внимание на великую мудрость праведника, с какою он, в порядке повествования о себе, показывает им, что он с самого начала был одним из избранных Богом, что сам Бог и из дома воззвал его, и в их страну привел, чтобы царь познал, что он один из людей, имеющих великое дерзновение пред Богом. **«Егда**, – говорит, – **изведе мя Бог из дому отца моего, рех ей: правду сию сотвориши ми, во всяко место, идеже аще приидем, тамо рцы в мне, яко брат, ми есть»**. Так как выше он сказал: //«рекох бо: негли несть благочестия на месте сем»//, и ему казалось, что этими словами он слишком уже поразил их, – то, желая смягчить силу этого упрека, он теперь говорит: не подумайте, будто мы решились поступить так только с вами. Нет, еще тогда, **«егда изведе мя Бог от дому отца моего, рех ей: правду сию сотвориши ми, во всяко место, идеже аще приидем»**. Я сделал ей, говорит он, такое предостережение относительно всех, живущих на этой земле; и при всем том это намерение не заключает в себе лжи, а прибегнуть к нему принудил нас страх смерти. Сказав это, праведник и гнев их укротил, и собственную добродетель открыл, и преподал им достаточное наставление в богопочтении. После того царь, уважая такую великую кротость праведника, вознаграждает праотца с свойственною царю щедростию. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 45.//** ===== Катены на Бытие ===== **когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой** Всякий раз, когда мы оставляем обычаи и законы, в которых были воспитаны отцами, мы полагаем, что это Бог вывел нас из дома отцов наших. И ты поймешь это благодаря словам: //Всякий, кто делает грех//, тот рожден //от диавола// ([[new:1in:03:08|1 Ин. 3:8]], ср. [[new:in:08:34|Ин. 8:34]]), а также на примере того, кто совершенно оставил грех. Ибо такой был выведен Богом //из дома отца// своего. ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой** **Когда Бог повел меня** и проч. Буквально с еврейского: //Когда Элогим повел меня// и проч. Слово //Элогим// в сем месте излагают: о идолопоклоннических //князьях халдейских//, от которых Авраам удалился. Но не они собственно //заставили его странствовать//; о //Боге по понятию Авимелеха//. Но Авимелех, как и Авраам, был чтитель Бога единого; о //Ангелах//, путеводствовавших Авраама. Но есть основательная причина относить оное к //истинному Богу//, ибо он повел Авраама из дома отца его [[old:gen:12:01|(Быт. 12:1)]]. Странным показаться может то, что здесь говорится о Боге множественно и без означения единства; но есть и другие места Св. Писания, в которых употреблен тот же образ выражения ([[old:gen:35:07|Быт. 35:7]]; [[old:2ts:07:23|2 Цар. 7:23]]; ср.: [[old:1par:17:21|1 Пар. 17:21]]). Дух сего выражения тот, что им означается действие единого Бога вкупе с посредствующими силами, у Него служебными, но для человеков высшими и Божественными. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой** //«когда Бог повел меня странствовать… то я сказал ей… везде говори обо мне: это брат мой»// Третьим оправданием Авраама служит добровольный уговор у него с Саррой, заключенный еще перед самым выходом из Ура Халдейскаго и, следовательно, не имевший в виду личности Авимелеха. Замечательна здесь глубоко религиозная точка зрения Авраама на всю его скитальческую жизнь, как на непосредственное водительство Божье. **//Толковая Библия.//** [<10>]