[<10>] ====== Толкования на Быт. 20:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-18 **И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать; ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову** Посмотри, как Господь, чрез все такие случаи более и более прославляя праведника, по молитвам праотца дарует спасение царю и всем в дому его. **«Помолися же**, – говорит Писание, – **«Авраам Богу, и исцели Бог Авимелеха, и жену его, и рабыни его, и начаша раждати: яко заключая заключи Господь от внеуду всяка, ложесна в дому Авимелеха»**. Хотя царь и удержался от греха, но благий Господь послал на него это наказание для того, чтобы потом, преклонившись на молитвы праведника, даровать царю избавление и таким образом еще более прославить и возвеличить праведника. Так всегда Господь творит и устрояет, и каждое событие так направляет, что верно служащие Ему, как светила, просиявают, и добродетель их делается известною повсюду. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 45.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать** См. Толкование на [[old:gen:20:16#prp_efrem_sirin|Быт. 20:16]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать** Замечательно: 1) то, как любил и хранил Бог Авраама с его женою, которую Авимелех царь хотел взять себе в наложницы; 2) сказание, что в доме Авимелеха жены и рабыни начали рождать после того, как Авраам помолился Богу об Авимелехе (значит, прежде они не могли рождать, потому что Бог заключил прежде ложесна женские в Авимелеховом доме). Здесь виден премудрый и всемогущий Творец рода человеческого, Который, если захочет, прекратит деторождение, заключит все женские ложесна, отнявши у них возможность образования младенцев и рождения их. Если теперь люди рождаются, то потому, что Бог благословляет родителей, делает плодотворными ложесна матерей; 3) достойна примечания мысль о ничтожестве смертных пред Творцом, Который может делать с ними, как горшечник со своими сосудами, что хочет. Ему угодно было заключить детородные части женщин в доме Авимелеха, и рождающий пол разболелся и перестал производить людей. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Ориген ===== ст. 17-18 **И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать; ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову** Насколько мы можем разбираться в сложных местах такого рода, представляется, что женой Авимелеха может быть названа философия природы, а его служанки - это различные и разнообразные диалектические ухищрения, представленные в разных философских школах. Между тем, Авраам стремится поделиться даром добродетели Божией с неиудеями, но еще не время ей было по милости Бога перейти от древних к неиудеям. Ведь и апостол, хотя и по другому поводу, говорит: //Замужняя женщина привязана Законом к живому мужу, пока жив ее муж; если же умрет муж, она свободна от Закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа// ([[new:rim:07:02|Рим. 7:2-]][[new:rim:07:03|3]]). Во-первых, Закон буквы должен умереть, чтобы освобожденная душа могла выйти замуж за Духа и вступить в брак с Новым Заветом (ср. [[new:rim:07:06|Рим. 7:6]]). Сейчас, когда мы живем, наступило время призыва к неиудейским народам и смерти мужа-Закона, когда освобожденной от Закона душе можно идти в невесты нового мужа, Христа. Если же вам нужно объяснять, в чем смерть Закона, посмотрите и подумайте, где теперь жертвоприношения, где теперь алтарь, где храм, где очищение, в чем состоит праздник Пасхи - не умер ли Закон во всем этом? Пусть теперь постараются ваши друзья и ревнители буквы следовать букве Закона. Согласно нашему аллегорическому толкованию, фараон, то есть человек неочищенный и разрушитель, Сарру, то есть добродетель, никак не мог принять. Позднее Авимелех, который жил в чистоте и как философ, мог воистину ее получить, поскольку искал //в чистоте сердца//, - но// время еще не настало// (ср. [[new:in:07:06|Ин. 7:6]]). Добродетель, следовательно, остается с Авраамом: она остается с обрезанием до той поры, пока не настанет время, когда в Господе нашем Иисусе Христе - //ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно// [[new:kol:02:09|(Кол. 2:9)]] - полная и совершенная добродетель перейдет к Церкви неиудеев. В это время дом Авимелеха и его рабынь, которых также исцелил Господь, принесет детей Церкви. Ибо это время, в которое бесплодная понесет и в которое// у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа// ([[old:is:54:01|Ис. 54:1]]; [[new:gal:04:27|Гал. 4:27]]), - поскольку Господь отверз чрево бесплодной и сделал его родящим, так что она приносит народ //в один раз// [[old:is:66:08|(Ис. 66:8)]]. Но также святые с воплем говорят: //Господи Боже наш! От страха Твоего зачали мы во чреве и родили, дух спасения распространили по земле// ([[old:is:26:17|Ис. 26:17-]][[old:is:26:18|18]]), отчего и Павел сходным образом говорит: //Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!// [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]] Таких детей, следовательно, вся Церковь Господня вынашивает и рождает. Ибо //сеющий плоть свою от плоти пожнет тление// [[new:gal:06:08|(Гал. 6:8)]], дети же Духа суть дети той, о ком апостол говорит: //жена спасется через чадорождение, если пребудет в вере, любви и в святости с целомудрием// [[new:1tim:02:15|(1 Тим. 2:15)]]. Потому пусть Церковь Господня именно так понимает рождение, так воспринимает продолжение рода и так возвышает благородные и честные деяния праотцов в своем толковании, не пятная слов Духа Святого вздорными иудейскими баснями ([[new:1tim:04:07|1 Тим. 4:7]]; [[new:tit:01:14|Тит. 1:14]]), но наделяя их смыслом, полным достоинства, добродетели и пользы. Иначе какое учение мы сможем выстроить, находя, что такой великий патриарх, каким был Авраам, не только солгал царю Авимелеху, но и пожертвовал тому целомудрие своей жены? Чему нас может научить жена столь великого патриарха, если предполагается, что она замарана благодаря потворству супруга? Вот какие вещи подразумевают евреи и те, кто дружит с буквой, но не с духом. Но мы, //соображая духовное с духовным// [[new:1kor:02:13|(1 Кор. 2:13)]], становимся духовными в делах и понимании Господа нашего Иисуса Христа,// Которому слава и держава во веки веков. Аминь// [[new:1pet:04:11|(1 Пет. 4:11)]]. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать** //«И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха…»// Вот новый пример силы и действенности молитвы праведника ([[old;gen:19;29|Быт. 19:29]]; ср. [[new:iak:05:20|Иак 5:20]]). [<10>]