[<10>] ====== Толкования на Быт. 21:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог** См. Толкование на [[old:gen:21:01#svt_ioann_zlatoust|Быт. 21:1]] **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 45.//** ---- Церковь имела родить множество верующих; поэтому, чтобы ты не неверил, как родила эта бездетная, бесплодная и нерожавшая, предше­ствовала ей бесплодная по природе, пролагая путь бесплодной по своей воле, и сделалась Сарра прообразом церкви. Как та, будучи бесплодною, родила в старости, так и эта, будучи бесплодною, родила в последние времена. А что это истинно, по­слушай Павла, который говорит: //«мы дети... свободной»// [[new:gal:04:31|(Гал. 4:31)]]. Так как Сарра была образом церкви, и она была свободная, то поэтому он прибавил, что мы //«мы дети не рабы, но свободной»//. Если церковь есть вышний Иерусалим и Сарра есть образ вышняго Иерусалима, как ска­зано: две (жены) было, одна //«рождающая в рабство, которая есть Агарь»//, вышний же Иерусалим //«свободен: он – матерь всем нам»// [[new:gal:04:24|(Гал. 4:24-26)]], то, очевидно, что Сарра была образом вышнего Иерусалима по своему рождению и бесплодию. //**Беседа о том, что никому не должно отчаиваться.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог** В продолжении сказания показывается самое рождение с его временем, которое было предсказано ([[old:gen:18:10|Быт. 18:10]]; [[old:gen:21:02|Быт. 21:2-5]]). ...В лице Сарры, рождающей Исаака, Апостол указует нам образ нового, //вышнего Иерусалима, который есть матерь всем нам// [[new:gal:04:26|(Гал. 4:26)]], то есть //Церкви//, обновленной и возвышенной воплощением Сына Божия. Плод сея матери есть, во–первых, сам Сын Божий, по воплощению первородный между многими земными братьями; потом — новое высшее образование общества верующих и, наконец, //вселение Христа верою в сердца человеков// [[new:ef:03:17|(Еф. 3:17)]]. Посему в рождении Исаака могло быть предначертано: Рождество Христово, перерождение иудейства в христианство и возрождение христианина. Рождению Исаака предшествовали в продолжение нескольких лет предсказания, время от времени яснейшие, из коих последнее дано было его матери с означением приближающегося исполнения оного; рождению Иисуса Христа предшествовали пророчества нескольких веков, заключенные, пред самим зачатием Его, благовещением Ангела Богоматери. ...Исаак внутренний, или духовная жизнь человека, рождается действием посещения и благодатного слова Божия, в глубоком покое и умерщвлении всего, что есть человеческое. Умерщвляющее обрезание продолжаться должно и в возрожденных, подобно как в тех, которые уготовляются к возрождению; так что умерщвление служит печатью и знамением возрождения. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ---- Новорожденное дитя есть предмет радости в Христианском семействе: с живой верой Патриархов на него взирают как на дар Божий, как на благословение небесное, вспоминая слова Псалмопевца: //Плоды трудов твоих спаси, блажен еси, и добро тебе будет: жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего, сынове твои, яко новосаждения масличная окрест трапезы твоей: се тако благословится человек бояся Господа// [[old:ps:127:02|(Пс. 127:2-5)]]. Для человека без религии, для эгоиста, жертвующего всем честолюбию, роскоши или распутству, дети составляют только бремя, с которым он не знает, что делать: вот источник стольких беспорядков в обществе и соблазнов в семействах. Впрочем, не всегда Бог добродетельным людям дает многочисленное потомство: у Авраама был один только сын от Сарры, да и этого сына обетования он ждал долгое время. Отцы самые благочестивые не всегда имеют детей, которые идут по следам их стезею мудрости: Илий и Давид имели несчастье видеть в детях своих недостойных преемников себе. Наконец, Новый Завет открыл путь совершеннейший - путь девства, идя по которому, человек, бесплодный по плоти, может быть дивно плодоносен по духу. Душа, углубившаяся в саму себя, верная Богу, подвизаящаяся угождать Ему, - вот супруга, которая составит счастье нашей жизни; ее плодом будет бесчисленное множество добрых дел; весь наш внутренний мир она наполнит святыми мыслями, которые будут как бы нашими детьми, она не даст им рассеиваться вне и заразиться язвой мира; ее мысли будут иметь своими спутниками мир и помазание, ибо они родятся от любви к Богу. Будем подавать друг другу добрый пример: да назидаем наших братий нашим смирением, искренним исполнением обязанностей, предписываемых Религией пламенным словом любви; будем пламенно молиться о распространении и утверждении веры в душах, об искоренении ересей, об обращении грешников: таким образом, мы породим Иисусу Христу бесчисленное потомство - потомство, которого мы, может быть, не будем знать на земле, так как не будет знать нас и оно, но которое мы найдем, и которое будет венцом нашей славы на небеси. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17, 19, 18:11–14, 21:1–8). В сей паремии повествуется о переименовании Сары и о рождении Исаака. **И заченши роди Аврааму сына в старости, во время, якоже глагола ему Господь Бог** Господь, когда явился **Аврааму** в виде одного из Стран­ников, не только предрек рождение ему сына от Сарры, но назначил время рождения – ровно через год [[old:gen:18:10|(Быт. 18:10-14)]]. Сие теперь в точности исполнилось. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог** //«во время, о котором говорил ему Бог…»// Замечание библейского повествователя, восстанавливающее связь событий ([[old;gen:17:21|Быт. 17:21]] и [[old:gen:18:10|Быт. 18:10]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]