[<10>] ====== Толкования на Быт. 21:8 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди** **Отнято от груди**. Время кормления младенцев молоком, по мнению Иеронима (Quaest. Heb.), продолжалось в древности пять лет. Следы обыкновения сего можно примечать в истории Самуила ([[old:1ts:01:22|1 Цар. 1:22]]; [[old:1ts:02:11|1 Цар. 2:11]]). При Маккавеях и, как кажется, еще при царях Иудейских время доения оканчивалось третьим годом возраста ([[old:2mak:07:27|2 Мак. 7:27]]; [[old:2par:31:16|2 Пар. 31:16]]). **Большой пир**. Пир по случаю отнятия младенца от груди, по–видимому, есть происшествие весьма маловажное для истории сына обетования, если оный каким‑нибудь особливым образом не входит в порядок повествования. Можно догадываться: не потому ли Моисей упоминает о пире Исаака, что сие торжество подало Измаилу случай к поступку, решившему судьбу его в сравнении с Исааком. Но пример Авраама и здесь поучителен. Он говорит нам, что вера не отвергает благоприличий общежительных, а старается их облагородствовать своим влиянием. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди** Сарре приближалось время родить; родила она Исаака и вскормила его сосцами старости. А после того, как Исаак был обрезан и вскормлен, в день **"учреждения велия», которое «сотвори Авраам... в оньже день отдаися Исаак"** [[old:gen:21:08|(Быт. 21:8)]], Сарра увидела смеющегося Исмаила. Примечая же, что Исмаил во всем походит на матерь, а потому заключая, что как она оскорбляла Сарру, так и Исмаил посмеется над Исааком, подумала она: «Если при жизни моей Исмаил так поступает с сыном моим, то, когда умру, не примет ли он части в наследстве моего сына, даже, может быть, не возьмет ли еще себе и двух частей, как первородный?» Так Сарра возревновала о правах сына, – возревновала та, которая не заботилась о собственных правах, когда без ревности отдала Агарь мужу своему. И чтобы сын наложницы не восхитил наследства у сына свободной, Сарра //«рече Аврааму, изжени рабу сию и сына ея»// [[old:gen:21:10|(Быт. 21:10)]]. Ибо несправедливо сыну рабыни получить наследие с сыном обетования. Неприлично и тебе поступать вопреки Божией воле в том, на что имеешь обетование от Бога, и делать наследником того, кого не сделал наследником Бог. Авраам же действительно хотел сделать Исмаила наследником, потому что не было у него различия между сыновьями. И потому написано: //«Жесток же явися глагол сей зело пред Авраамом о сыне... И рече Бог Аврааму... вся елика аще речет тебе Сарра, слушай гласа ея: яко во Исааце наречется тебе семя. Сына же рабыни сея в язык велик сотворю его, яко семя твое есть. Воста же Авраам заутра... и даде Агари хлеб, и воду, и отрока и отпусти ю. Отшедши же заблуждаше в пустыни... И воззва Ангел Божий Агарь с небесе, и рече ей... услыша бо Бог глас о́трочища... ими рукою твоею его: в язык бо велик сотворю его. И отве́рзе Бог очи ея, и у́зре кла́дязь воды́... и налия́ мех воды, и напои́ отроча́»// [[old:gen:21:11|(Быт. 21:11–14,]] [[old:gen:21:17|17–19)]]. После того Авимелех и воевода его Фихол говорят Аврааму: поскольку известно нам, что с тобой Бог, и Он помогает тебе в бранях с царями, и обещал дать тебе землю Ханаанскую, то боимся, что истребив Хананеев, опустошишь и землю Авимелехову. И потому они спешат заключить завет с Авраамом. //«И завещаста оба завет»// [[old:gen:21:27|(Быт. 21:27)]] с Авраамом. **//Толкование на Книгу Бытия.//** ===== Катены на Бытие ===== **Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди** Можно исследовать все Писание, но нигде не будет сказано ни об одном нечестивце, что он //вырос//, ибо благословение //растите и умножайтесь// относится только к достойным благословения. Следует отметить и то, что об отнятии Измаила от груди нигде не написано, поэтому, будучи приблизительно двадцати лет, он еще называется //отроком// (ср. [[old:gen:21:12|Быт. 21:12]]). ===== Ориген ===== **Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди** Помолимся Господу, чтобы не случилось с нами согласно словам апостола: //когда читается Моисей, пелена ложится на сердце наше// (ср. [[new:2kor:03:15|2 Кор. 3:15]]). Мы прочли, что Аврааму было сто лет, когда родился у него сын Исаак. И написано: //И сказала Сарра: кто бы сказал Аврааму, что Сарра будет кормить грудью?// и:// и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день//. Авраам не празднует дня рождения своего сына, но празднует день отнятия от груди: **и Авраам сделал большой пир в тот день**. К чему все? Следует ли нам полагать, что в намерение Святого Духа входит писать истории и рассказывать, как ребенка отнимают от груди и устраивается пир; как он играл и делал прочие детские дела? Или же следует полагать, что через это Он желает нас научить чему-то божественному и достойному, что род человеческий мог бы познать из божественных слов? Исаак переводится как «смех» или «радость». Кто же получает такого сына? Без сомнения, тот, кто сказал о тех, кого через Евангелие породил: //Ибо вы - слава наша и радость// [[new:1sol:02:20|(1 Фес. 2:20)]]. Для таких детей и пир, и радость, когда их отнимают от груди - для них, которые //питаются не молоком, но твердой пищей, свойственной совершенным, у которых чувства приучены к различению добра и зла// ([[new:evr:05:12|Евр. 5:12]], [[new:evr:05:14|14]]). Велик пир для таких, как эти, когда их отнимают от груди. Однако пир не может быть предложен и радость не может принадлежать тем, о ком апостол говорит: //Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. И я не мог говорить с вами как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе// [[new:1kor:03:02|(1 Кор. 3:2)]]. Пусть же те, кто желает, чтобы Священное Писание понималось на простейший манер, скажут нам, что означает: //И я не мог говорить с вами как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею// [[new:1kor:03:01|(1 Кор. 3:1)]]. Нельзя ли как-нибудь эти слова понимать по-простому? Исаак, как гласит Писание, рос и креп, то есть «радость» Авраама росла по мере того, как он смотрел //не на видимое, но на невидимое// [[new:2kor:04:18|(2 Кор. 4:18)]]. Ведь Авраам радовался не настоящему, не богатствам мира, не делам века. Но не хотите ли услышать, чему именно радовался Авраам? Услышьте слова Бога иудеям: //Авраам, отец ваш, хотел увидеть день Мой, и увидел и возрадовался// ([[new:in:08:56|Ин. 8:56]]; ср. [[new:mf:13:17|Мф. 13:17]]). В этом смысле, следовательно, Исаак рос. Видение Авраама, в котором он увидел день Христа и надежду, которая во Христе, увеличивало его радости. Так бы и вы также стали Исааком и радостью матери вашей, Церкви! //**Гомилии на Бытие.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17, 19, 18:11–14, 21:1–8). В сей паремии повествуется о переименовании Сары и о рождении Исаака. **И возрасте отроча, и преста сосцами питатися, и сотвори Авраам учреждение велие, в оньже день отдоися Исаак сын его** **«Возрасте отроча»**, т. е. достигло по крайней мере трех лет, прежде чем отнято было от груди, ибо в древние времена млекопшание было гораздо продолжительнее, чем в наше время. Во времена маккавейские, сравнительно поздние с веком Авраама, оно продолжалось у евреев три года [[old:2mak:07:27|(2 Мак. 7:27)]]. **В день** отъятия Исаака от матерней груди **Авраам** устроил пир и пригласил к нему гостей для участия в своей радости о сыне, чудесно рожденном, чудесно вскор­мленном млеком старой матери, и предназначенном для великой судьбы. Паремию о рождении Исаака положено читать в празд­ник рождества св. Иоанна Предтечи по сходству обстоя­тельств рождения обоих праведников. Родители Иоанна Предтечи, праведные Захария и Елисавета, подобно пре­старелым родителям Исаака, были преклонных лет, и Ели­савета была неплодна, подобно неплодной Сарре. – Как Аврааму и Сарре дано предварительное откровение о рож­дении от них сына, так и Захарии с Елисаветою дано подобное же откровение. – Как сыну Авраама до рожде­ния преднаречено было Богом имя, так и Предтече Хрис­тову дано имя, преднареченное ангелом. – Как о рождении Исаака радовались родители и посторонние, так и рожде­ние Иоанна обрадовало не только родителей его, но и соседей (см. все это в 1-й главе Ев. от Луки [[new:lk:01:start|Лк. 1]]). **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди** //«Дитя выросло и отнято от груди, и Авраам сделал большой пир в тот день…»// Кормление младенцев грудью на древнем Востоке продолжалось очень долго, доходя, по свидетельству блаженного Иеронима, до пяти лет и обычно продолжаясь не менее трех, как это можно видеть из различных мест Священного Писания ([[old:1ts:01:22|1 Цар. 1:22]]; [[old:2mak:07:27|2 Мак. 7:27]]). Иудейские раввины и Коран доселе предписывают не кончать его раньше двух лет. Завершение этого периода праздновалось торжественным семейным пиром, в котором уже мог принимать некоторое участие и сам виновник его. **//Толковая Библия.//** [<10>]