[<10>] ====== Толкования на Быт. 21:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока** **«И отверзе Бог**, – сказано, – **очи ее»**, не потому, будто она дотоле не имела зрения, а потому, что и открытые глаза не приносили ей пользы без откровения свыше. Поэтому, когда Бог хотел показать ей Свое попечение о ней, **«отверзе**, – сказано, – **очи ее»**, т. е. сообщил Свое откровение ей неведующей, воскресил ее Дух, указал ей путь, так что она увидела и место, где протекали потоки воды. **«И узре**, – говорит Писание, – **кладязь воды живы, и иде и налия мех воды, и напои отроча»**. В непроходимых местах Господь указал ей путь; и когда она находилась в таком беспомощном состоянии, не имея никакой надежды на спасение, Он явил ей Свое милосердие, вместе и ее саму утешив и об отроке показав Свое промышление. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 46.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока** См. Толкование на [[old:gen:21:09#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 21:9]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока** **Тогда Бог отверз очи ее** (см. выше прим. на [[old:gen:03:07#svt_filaret_drozdov|Быт. 3:7]]). **Источник воды**. Некоторые полагают, что он открылся чудесно. Можно, впрочем, думать и так, что Агарь усмотрела кладезь, прежде не примеченный; ибо жители пустынь аравийских, по свидетельству Диодора (Bibl. LXIX), имеют обыкновение закрывать отверстия кладезей, ими устроенных, и делать неприметными. ...Но если кто по внутреннем борении жизни закона с жизнью благодати пристрастно прилепится к рабскому состоянию закона, тот с Измаилом должен странствовать в пустыне и претерпеть смертную жажду [[old:gen:21:15|(Быт. 21:15)]], доколе он познает свою нищету, Бог услышит его вопль [[old:gen:21:17|(Быт. 21:17)]] и вновь отверзнет очи его, чтобы найти источник благодати и воду жизни. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ---- Агарь и сын ее сидят подле обильного источника и умирают от жажды; нужно было, чтобы Бог послал Ангела [[old:gen:21:17|(Быт. 21:17)]] чудным образом открыть глаза Агари и показать ей источник, между тем как легко было его увидеть, и он был ей необходим: увидев его, она спешит утолить жажду своего сына и радуется, как будто бы с этой живительной водой она нашла всё. В этом можно видеть живое изображение грешника, которого греховные привычки удаляют от Бога и заставляют блуждать в пустыне страстей, где он скоро бывает доведен до ужаснейшей крайности. Если в то время, когда небо скрывается от очей его, омраченных грехом, он, чувствуя тяжкое положение, в которое приведен своими грехами, начинает стенать и взывать к Богу, как Агарь, о плачевной участи души своей: то Бог внезапно благословляет его слезы и в священных водах покаяния указует врачевство от уныния и скорби, его пожирающих. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока** См. Толкование на [[old:gen:21:08#prp_efrem_sirin|Быт. 21:8]] ===== Ориген ===== **И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока** После этого, когда уже был покинут на умирание отрок и плакала Агарь, ангел появляется во спасение и **открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою**. Как можно связать эти слова с повествованием? Найдем ли там, что Агарь сначала закрыла глаза и затем ее глаза были открыты? Не яснее ли ясного здесь духовное и таинственное понимание того, что народ //по плоти// ([[new:gal:04:23|Гал. 4:23]]) покинут и лежит, страдая от жажды и голода: //не голода хлеба и не жажды воды, но жажды слышания слов Господних// ([[old:am:08:11|Ам. 8:11]]), - покуда глаза синагоги не открылись? Вот что апостол назвал тайной, поскольку //ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется// ([[new:rim:11:25|Рим. 11:25]]). И от того слепота Агари, что породила народ по плоти, которому пребывать в слепоте до тех пор, пока покрывало Закона не будет снято ангелом Божиим (ср. [[new:2kor:03:12|2 Кор. 3:12]]) и она не увидит //воду живую// ([[old:gen:21:19|Быт. 21:19]]). Ибо сейчас евреи лежат вокруг колодца, но глаза их закрыты и они не могут пить из колодца Закона и Пророков. Однако давайте и мы поостережемся, ведь нередко и мы также лежим подле //колодца с водою живою//, то есть книг Библии, и заблуждаемся в них. Мы беремся за книги и читаем их, но к духовному смыслу не притрагиваемся. И оттого нужны слезы и непрестанные молитвы, чтобы Господь открыл нам глаза. Ведь и те слепцы, что сидели в Иерихоне, если бы не они возопили к Богу, то не отверзлись бы их глаза (см. [[new:mf:20:30|Мф. 20:30-34]]). О чем же я говорю? О том, чтобы открылись наши глаза, которые уже открыты, ибо Иисус пришел, //чтобы открыть глаза слепых// ([[old:is:42:07|Ис. 42:7]]). Поэтому открыты глаза наши и убрано покрывало буквы с Закона. Но я бы сказал, что и сами мы в сторону сна вновь их глубже смыкаем, когда в понимании духовном не бодрствуем, чтобы нам разогнать сон от очей наших и усматривать духовное, так чтобы не заблуждаться вместе с народом плотским, который расположился подле самой воды. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока** //«И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою…»// Бог открыл глаза Агари; т. е. обратил ее внимание на то, чего она прежде не замечала ([[old:4ts:06:17|4 Цар. 6:17-20]]; [[new:lk:24:16|Лк. 24:16]], [[new:lk:24:31|31]]) или потому, что она находилась в расстроенном состоянии, или же потому, что самый колодезь был чем-либо закрыт от засорения его песками пустыни. [<10>]