[<10>] ====== Толкования на Быт. 21:22 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И было в то время, Авимелех с Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь** **С тобою Бог во всем**. Вообще, сии слова означают то, что Авимелех видит Авраама под особенным покровительством Божия Промысла. По связи с последующими они должны заключать в себе случай или причину, почему Авимелех ищет союза с Авраамом. В сем особенном отношении они могут быть изъясняемы из особенного знамения Божия об Аврааме благоволения, явленного в Исааке. Авимелех мог знать, сколь чудесным образом и с какими обетованиями Бог даровал Аврааму наследника, и, покорствуя воле Промысла, поспешал утвердиться в благоволении предопределенного обладателя земли Ханаанской. Потому‑то и желал он союза потомственного [[old:gen:21:23|(Быт. 21:23)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И было в то время, Авимелех с Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь** В отличие от имён «Авимелех» и «Фикол», третье имя, которое мы здесь читаем, отсутствует в еврейском тексте. [[old:gen:21:30|Стих 30 ­- 31]]. //«И он сказал: “Возьми у меня этих семь овец во свидетельство мне, что я вырыл этот колодец”//. И он назвал то место “Колодец Клятвы”, потому что там они оба поклялись». Там, где мы читаем «Колодец Клятвы», в еврейском тексте написано bersabee (שָׁ֑בַע־בְּאֵ֣ר). А причина, по которой место было так названо, [приводится здесь] двоякая: либо потому, что Авимелех принял семь агнцев из рук Авраама (а «семь» по-еврейски sabee (שָׁ֑בַע)), либо потому, что они там поклялись, поскольку и «клятва» звучит примерно как sabee ((Речь идёт о том, что трёхбуквенный корень שָׁ֑בַע составляет основу как числительного «семь» (שָׁ֑בַע), так и глагола «клясться» (שָׁ֑בַענ), а также производного от него существительного «клятва» (השָׁ֑בַע или עהוּשָׁ֑בַ).)) (הפְּשָׁ֑בַ). А если мы читали это название [в Книге Бытия] и раньше, до того, как было дано это объяснение, то следует знать, что это говорилось с опережением событий (букв.: “посредством пролепсиса”. – Прим. перев.); как и в случае с Вефилем и Галгалой, которые по крайней мере до того времени, как они получили эти наименования, назывались иначе. На основании как данного, так и предшествующих мест следует заметить, что Исаак родился не у дуба Мамвре или, как сказано в еврейском тексте, Aulone Mambre (מַמְרֵ֖א אֵלֹנֵ֥י), но в Гераре, где и находится Вирсавия вплоть до наших дней. (Не так давно эта провинция, после разделения наместников Палестины, была названа Салютарис.) Этому и Писание является свидетелем, в котором говорится: //«И жил Авраам в земле Филистимской»// [[old:gen:21:34|(Быт. 21:34)]]. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И было в то время, Авимелех с Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь** //«Авимелех с (Ахузафом невестоводителем и) Фихомом военачальником своим…»// Имени Ахузафа невестоводителя не имеет здесь ни один из текстов, кроме LXX и славянского; но оно встречается при другом подобном же случае [[old;gen:26:26|(Быт. 26:26)]]. Но эпитет «νυμφάγωγος, невестоводителя», приложенный к Ахузафу, по-видимому, представляет собой неправильный перевод еврейского термина «мерса», означающего «друга, доверенное лицо, советника, стоящего сбоку» [[old:3ts:04:05|(3 Цар. 4:5]]; [[old:1par:27:33|1 Пар. 27:33]]), Очевидно, Авимелех, вступая в важный союз с Авраамом, взял с собою для этой цели двух главнейших своих сановников. //«с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь…»// Убеждение, сложившееся на основании случая с Саррой [[old:gen:20:start|(гл. 20)]], чудесного рождения Исаака и общего благополучия Авраама. Замечательно здесь также исповедание Авимелехом веры в Элогима, истинного Бога вселенной. **//Толковая Библия.//** [<10>]