[<10>] ====== Толкования на Быт. 22:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог** Заметь, как человеколюбец Господь самым расстоянием места искушает добродетель праведника. Представь себе, что должен был вытерпеть праведник в течение трех дней, размышляя сам с собою о данном ему повелении, – о том, как он должен собственными руками заклать столь возлюбленного сына, а между тем никому не мог сообщить об этом деле, – и подивись боголюбивой и мудрой душе его. Понимая всю важность этого повеления Божия, он решительно никому не открывает его, ни рабам, ни самому Исааку, но один сам собою совершает этот подвиг, и остается несокрушим, как адамант, показав все мужество своего духа, не много размышляя, а с полною готовностию повинуясь мановению Божию. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.//** ---- Итак, возложил он на отроча вязанку наколотых дров, подобно тому как и Спаситель понес крест свой. Когда Исаак шел на заклание, за ним сле­довали осел и рабы его; так и Христос, когда шел на страдание, воссел на молодого осла, предображая призвание язычников, а за Ним следовали ученики Его, неся в руках знамения победы и взывая: //"осанна!"// Исаак с ношей дров восходил на гору, где его ожидало заклание подобно непороч­ному агнцу; так и Спаситель восходил, неся крест Свой, на Голгофу, где и предался на заклание, как агнец за грехи наши. Итак, видя здесь нож, представляй себе копье; вспо­миная о жертвеннике, воображай себе лобное место; при виде дров вспоминай о кресте, а огонь пусть служит для тебя ука­занием на страдания. **//Слово об Аврааме и Исааке.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог** См. Толкование на [[old:gen:22:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 22:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог** **Оседлал осла своего**. Осел для одного Авраама или по причине старости, или по обыкновению, по которому сим преимуществом пользовались только сильные из людей ([[old:sud:05:09|Суд. 5:9]]; [[old:sud:10:04|Суд. 10:4]]). **Двоих из рабов**. Вероятно, для того, чтобы нести дрова. **Наколол дров**, ибо нужны были сухие. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог** См. Толкование на [[old:gen:22:01#prp_efrem_sirin|Быт. 22:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 3-4 **Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека** Следует заметить, что путь от Герары до горы Мориа, то есть [до] местоположения храма, составляет три дня. Поэтому и говорится, что они дошли туда на третий день. Следовательно, неверно полагают некоторые, будто Авраам в то время жил у дуба Мамвре, потому что путь оттуда до горы Мориа едва ли займёт один день. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака. **Востав же Авраам утро, оседла осля свое: поят же с собою два отрочища, и Исаака сына своего и растнив**[наколов] **дрова во всесожжение, востав иде, и прииде на место, еже рече ему Бог, в третий день** **«Востав утро»**: следственно, откровение дано было ночью или с вечера накануне. Как провел **Авраам** время до наступления **утра**, когда он приступил к исполнению пове­лений Божиих, не сказано; но само собою разумеется, что в это время должна была происходить в душе его борьба помыслов. Слова повелений Божиих рассчитаны были именно на эту борьбу; тяжесть искушения состояла именно в том, что оно вызывало в душе **Авраама** помыслы один другого мрачнее. В том, что сам Бог явился ему и открыл Свою волю, **Авраам** не мог сомневаться, потому что прежде неоднократно удостаивался Богоявлений и Божиих откро­вений. Но он мог усомниться в непреложности обетований Божиих о многочисленном от Исаака потомстве; ему могло показаться невозможным, чтобы эти обетования исполни­лись, если Исаак умрет без детей. Это было искушением для веры **Авраама**, но не меньше оно было для родитель­ского его чувства. Чем больше он любил Исаака, тем тяже­лее отзывалось в нем повеление Божие расстаться с ним, и как расстаться! Наложить на него свою руку. Но недолго продолжались колебания в душе **Авраама**: вера и любовь его к Богу восторжествовали над искушением. Его озарила мысль о воскресении Исаака, как свидетельствует апостол [[new:rim:04:17|(Рим. 4:17]]; [[new:evr:11:19|Евр. 11:19)]]. **Авраам** помыслил, что Бог силен воскресить из мертвых Исаака, что потеря Исаака не невоз­вратна, что Всемогущий, чудесно даровавший жизнь Иса­аку, может так же чудесно возвратить ему ее для того, чтобы исполнить данные о нем обетования. – Не видно, чтобы Авраам объявил Сарре и о повелении Божием, и о своей решимости исполнить его: он пощадил ее женскую немощь, справедливо опасаясь, что не найдет в ней той твердости духа, какой сам был одушевлен. Собираясь в путь, **Авраам «оседла осля свое»**, на котором сам должен был ехать. **«Поят с собою два отрочища»**, вероятно, для несения дров на жертву. Не надеясь достать сухих дров на месте жертвоприношения, он запасся домашними и расколол их. **«И прииде наместо еже рече ему Бог»**: конечно, по указанию Божию **Авраам** держал путь на север, хотя во время пути ему не открыт был предел его. **«В третий день»**: путь начался от Вирсавии [кладезя клятвенного] на юге Филистимской земли, где **Авраам** обитал в последнее время после Содо­мского разрушения. Отсюда до горы Мории, на которой ему надлежало совершить всесожжение, и на которой впос­ледствии воздвигнут будет храм Соломонов, – насчиты­вается всего 20 часов пути. Но путешествие **Авраама** было продолжительнее, потому что или Господь вел его непрямым путем, или тяжесть груза из дров и съестных припасов замедляла движение. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Ориген ===== **Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог** Авраам встал рано утром (поскольку в тексте прибавлено //рано//, вероятно стремление показать, что начало света сияло в его сердце), оседлал осла своего, наколол дров, взял с собой сына. Не мешкает, не раздумывает, не имеет с кем-либо из людей совета, но сразу выступает в дорогу. И пришел на то место, о котором сказал ему Бог, //на третий день//. Выпущу сейчас из рассмотрения, какое таинство содержат слова //третий день//, и попытаюсь постичь мудрость и замысел Искушавшего. Итак, поблизости не было ни горы, хотя всему предстояло свершиться в горах, и в течение всех трех дней непрестанными тревогами раздирается сердце отца, и на протяжении всего пути отец смотрит на сына, разделяет с ним пищу, укачивает его в объятьях каждую ночь, прижимает к груди, лелеет в своем сердце. Посмотри, насколько усиливается искушение. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог** //«Авраам встал рано утром… пошел на место, о котором сказал ему Бог…»// Тяжелую ночь провел патриарх Авраам, получивши откровение о жертвоприношении своего единственного, возлюбленного сына! Но сила веры и послушание Богу восторжествовали над всеми прочими чувствами Авраама: его, как объясняет Апостол Павел, озарила мысль, что Бог, чудесно даровавший Исааку жизнь от престарелых родителей, «силен и из мертвых его воздвигнуть» ([[new:rim:04:17|Рим. 4:17]]; [[new:evr:11:19|Евр. 11:19]]). И вот лишь только забрезжило утро, как Авраам уже спешил исполнить божественную волю! [<10>]