[<10>] ====== Толкования на Быт. 22:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я** Как скоро Бог увидел, что праведник готов исполнить Его волю и уже приступает к закланию сына, то и взывает к нему с неба: **«Аврааме, Аврааме!»** Вот и здесь употреблено повторение (имени), чтобы удержать рвение праведника и этим возгласом остановить руку праотца, уже поднятую на заклание сына. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.//** ---- Не говори мне, что Бог знал, что повеление это не будет приведено в исполнение и что десница праведника не обагрится кровью; но смотри на то, что праведник не знал ничего об этом, ничего о том, что он получит своего сына обратно, и таким образом возвратится с ним домой, так как напротив все его мысли были заняты принесением его в жертву. Поэтому и дважды призывается он с неба. Бог не просто сказал ему: «Авраам!», но дважды: **«Авраам, Авраам!»**, таким призыванием возбуждая и укрепляя в нем склонность к приказываемому жертвоприношению: так безусловно было это повеление. Видишь, как все в его мысли было исполнено, и не было никакого соблазна. Причина же этого заключается в том, что он своим любопытством не проникал в дело Божие. **//Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я** См. Толкование на [[old:gen:22:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 22:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я** **Авраам! Авраам!** Призывание поспешности. Оно показывает, что Авраам удержан был пред самым совершением рокового удара. Итак, в сердце Авраама жертвоприношение было уже совершено. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака. **И воззва и** [к нему] **ангел Господень с небесе и рече: Аврааме, Аврааме! Он же рече: се аз** **"Воззва ангел Господень"**, явившись **"с небесе"**. **Ангел** сей есть или сотворенный дух, но говорящий в лице Самого Бога, как видно из следующего стиха, или по воле Его – [[old:gen:22:16|(Быт. 22:16)]], – либо Сын Божий, **«великаго совета Ангел»** [[old:is:09:06|(Ис. 9:6)]]. – **«Аврааме, Аврааме!»** Не однажды, а дважды произне­сено имя его для того, чтобы внимание его, устремленное на одну точку, поглощенное мыслью о заклании сына, отвлечь в другую сторону. Цель была достигнута: **Авраам** откликнулся и замедлил с нанесением приготовленного удара ножом. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я** //«И простер Авраам руку… Но Ангел Господень воззвал к нему с неба…»// В тот самый момент, когда Авраам уже занес было свою руку для заклания сына, он внезапно был остановлен таинственным голосом с неба, шедшим от лица Ангела Господнего, Который уже являлся ему неоднократно и раньше [[old:gen:18:10|(Быт. 18:10)]] и в Котором вероятнее всего должно видеть самого Господа Бога, как это подтверждается и данным контекстом речи (12, 15, 16, 17–18). [<10>]