[<10>] ====== Толкования на Быт. 22:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 15-18 **И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего** Так как ты исполнил, говорит, повеление Мое и вполне показал свое послушание, то слушай: **«мною самем кляхся, глаголет Господь»**. Примечай снисхождение Божие: **«мною самем**, – говорит, – **кляхся»**, чтобы ты был уверен, что все, сказанное Мною, совершенно исполнится. Как люди, сопровождая свои обещания клятвой, придают им большую твердость и тем успокаивают получающих обещания, так и Господь, применяя человеческое обыкновение, говорит: **«мною самем кляхся, егоже ради сотворил еси глагол сей и не пощадел еси сына твоего возлюбленного мене ради»**. Заметь человеколюбие Господа. **«Не пощадел еси**, – говорит, – **«сына твоего возлюбленного мене ради»**; а между тем Сам возвращает его (сына) живым. Не смотри здесь, возлюбленный, на конец события, но вникни в расположение душевное, с каким праотец беспрекословно исполнял повеление. А что касается произволения, то праотец уже обагрял свою руку кровию, уже касался ножом груди сына своего и действительно приносил жертву. Потому и Господь, как бы жертва на самом деле была внесена, воздает за то похвалу праведнику и говорит: не **«пощадел еси сына твоего возлюбленного мене ради»**. Но если ты не пощадил его ради Моего повеления, то Я пощадил его ради твоего послушания. В награду за такое послушание Я, **«благословя благословлю тя и умножая умножу тя»**. Заметь обилие благословения, – это значит: Я еще более умножу семя твое. Сын, закланный в намерении твоем, распространит потомство твое до такого множества, что оно сравняется с числом звезд и с песком, и **«вси языцы благословятся о семени твоем, занеже послушал еси гласа моего»**. Все это, говорит, будет даровано тебе за твое великое послушание. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба** См. Толкование на [[old:gen:22:13#prp_efrem_sirin|Быт. 22:13]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака. Ст. 15-18 **И воззва ангел Господень Авраама вторицею с небесе, глаголя: Мною Самем кляхся, глаголет Господь, егоже ради сотворил еси глагол сей, и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго Мене ради: воистину благословя благословлю тя, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря. И наследит семя твое грады супостатов, и благословятся о семени твоем вси язы́цы земнии, занеже послушал еси гласа Моего** За беспримерно великий подвиг Господь изрекает Ав­рааму беспримерно великое обетование, которое подтверждается клятвой: **«Мною Самем кляхся»**. Он клянется одним Собою, потому что никого и ничего не знает выше Себя. Смысл клятвы такой: как верно то, что Я – Господь "[Иегова]", так верно Мое обетование; не будь Я тем, чем есмь, если оно не будет исполнено. Вот это обетование, или лучше, ряд обетований, бывших и прежде, но теперь повто­ряемых с особою силой: 1) умножение потомства, – оно будет многочисленно, **как звезды на небе, и как песок на берегу моря**; 2) господство **над супостатами**, т. е. хананеями и смежными с ними народами, с завладением их твердынь городских; 3) благословение или излияние даров духовных на все народы, на все человечество, чрез потомство Авраамово, или точнее, как объясняет Апостол, чрез одного великого Потомка, Христа, Сына Божия [[new:gal:03:16|(Гал. 3:16)]]. В службах Великой Субботы совокуплены воспомина­ния о страдании, смерти, погребении и воскресении Хрис­та – Спасителя. Посему понятно, почему в одну из сих служб, – вечерню, положено читать паремию о жертво­приношении Исаака. Это потому, что сие жертвоприноше­ние служило образом страданий, смерти и воскресения Христова. Вот черты сходства между образом и прообра­зованными событиями: 1) Как Авраам из любви к Богу жертвует сыном своим единственным от Сарры и возлюбленным: так и Бог Отец не пощадил Сына Своего Единородного, но за нас всех предал Его [[new:in:03:16|(Ин. 3:16]]; [[new:rim:08:32|Рим. 8:32)]]. 2) Исаак исходит из дома отца своего к месту, назна­ченному Богом для жертвоприношения: Христу надлежало выйти из Иерусалима и пострадать вне врат его [[new:evr:13:11|(Евр. 13:11)]]. 3) Исаак отделился от рабов своих, когда шел на гору для заколения: Иисус, оставленный учениками, восшел на гору пропятия. 4) Как Мория, на которой уготован был жертвенник для принесения в жертву Исаака, так и Голгофа, на которой принес себя в жертву Христос, принадлежат κ Иерусалим­ским холмам. 5) На Исаака возлагаются дрова. Иисус сам на раменах Своих несет крест, а потом на него возносится. 6) Исаак послушно предает себя отцу для заклания. Иисус является вполне преданным воле Отца Своего во время страдания и //послушливым до смерти, смерти же крестныя// [[new:fil:03:08|(Фил. 2:8)]]. 7) Исаак обрекается на смерть, не имея вины: Иисус страдает и умирает за вину других, Сам будучи безгрешен и свят. 8) Исаак, спасаемый от смерти, есть образ Христа, избавившего Себя от уз смерти воскресением. 9) Исаак не пострадал сам действительно, а уступил место овну. Иисус не пострадал по божеству, а только по человечеству, что предызобразил овен. 10) На третий день после жертвоприношения мать Иса­ака видит его живым: на третий день и Церковь видит Христа воскресшим [Златоуст]. 11) Жертва Исаака низводит обильнейшие благослове­ния на все потомство Авраамово. Жертва Иисуса Христа привлекает бесчисленные благословения на всех верую­щих в Него, к какому бы роду и племени они ни принадле­жали. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Ориген ===== **И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба** Чуткого и сосредоточенного слушателя требуют эти слова, ведь есть новое в сказанном:** И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба**. Однако то, что добавляется, само по себе не ново. //Я благословляя благословлю тебя// уже было сказано ранее; и// умножая умножу семя твое// уже было сказано в обетовании; и //как звезды небесные// и //как песок на берегу моря// уже произносилось прежде (см. [[old:gen:12:02|Быт. 12:2]], [[old:gen:13:16|13:16]]). В чем же состоит дополнение в словах, во второй раз раздающихся с неба? Какое новое слово прибавлено к прежним обетованиям? Какая еще награда дана в сказанном: //так как ты сделал сие дело//, то есть потому что ты не пожалел сына твоего единственного. Ничего дополнительного не вижу, то же самое повторено, что и прежде содержалось в обетованиях. Не покажется ли излишним то же самое несколько раз повторять? Только необходимым. Ведь в таинствах происходит все, чему быть. Если бы Авраам только «по плоти» жил, и одному только народу, который он породил «по плоти», приходился отцом (ср. [[new:gal:04:29|Гал. 4:29]]), то достаточно было бы одного обетования. То есть, чтобы показать в тот момент, что он отец тех, которые обрезываются «по плоти», обетование, распространяющееся на людей обрезания, и дано ему в момент обрезания (см. [[old:gen:17:01|Быт. 17:1-14]]). Но затем, уже как отцу тех, которые «по вере» (ср. [[new:gal:03:09|Гал. 3:9]]) и через страсти Христовы вступают в наследство, обетование народу, спасенному страданием и воскресением Христа, обновлено во время не меньшего страдания Исаака. Повторяется то же самое по наружности, но в глубине различное. Ведь то, что раньше сказано и на первый народ распространяется, сказано на земле. Ибо так гласит Писание: //И вывел его вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их, и добавил: столько будет у тебя потомков//. Но когда вновь повторяется обетование, обозначено, что воззвал //с неба//. Не видно ли здесь явственное обозначение того, о чем апостол говорит: //Первый человек из земли - перстный; второй человек - Господь с неба//? ([[new:1kor:15:47|1 Кор. 15:47]]) Это обетование, распространяющееся на верный народ, от неба, а то - от земли. //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего** //«Мною клянусь, говорит Господь...»// Лучшее объяснение этих слов давно в послании Апостола Павла к Евреям, где апостол обстоятельно доказывает, что эта божественная клятва есть человекообразное выражение мысли о безусловной непреложности божественных обетований [[new:evr:06:16|(Евр. 6:16–18)]]. Примеры подобных клятв можно находить и во многих др. местах Библии ([[old:gen:24:07|Быт. 24:7]], [[old:gen:26:03|26:3]], [[old:gen:50:24|50:24]]; [[old:ish:13:05|Исх. 13:5]], [[old:ish:13:11|11]], [[old:ish:32:13|32:13]]; [[old:is:45:23|Ис. 45:23]]; [[old:ier:44:26|Иер. 44:26]]; [[old:am:04:02|Ам. 4:2]]; [[new:evr:06:13|Евр. 6:13]] и др.). **//Толковая Библия.//** [<10>]