[<10>] ====== Толкования на Быт. 22:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих** См. Толкование на [[old:gen:22:15#svt_ioann_zlatoust|Быт. 22:15]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих** **Благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое** и проч. Теперь все прежние многочастные благословения и обетования, совокупно и с усугублением, льются на главу Патриарха. **Как звезды небесные и как песок на брегу моря**. Отцы примечают здесь два семени: небесное и земное. В постепенном раскрытии обетований прежде показано было Аврааму земное [[old:gen:13:16|(Быт. 13:16)]], потом небесное: //посмотри на небо// и проч. [[old:gen:15:05|(Быт. 15:5)]]. Так и в событии обетований сперва явились чада Авраамовы земные, по плоти; потом чада по духу — небесные. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Климент Римский ===== **то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих** Итак, присоединимся к его благословению и посмотрим, каковы пути благословения. Подумаем о том, что было от начала. Из-за чего благословлен был наш отец Авраам - разве не из-за того, что он верой исполнил праведность и истину? И Исаак, с упованием смотря в будущее, радостно шел на заклание. //**Первое послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря: и наследит семя твое грады супостатов** //Как должно понимать сказанное Аврааму: **умножая умножу**?// Бог обетовал Аврааму семя его приравнять к звездам небесным и песку морскому, указывая сим на то, что иные из его потомков просияют, каковы были Пророки и праведники, Апостолы и через них уверовавшие и отличившиеся делами, которым изрек Спаситель: //да просветится свет ваш пред человеки// [[new:mf:05:16|(Мф. 5:16)]], и Апостол сказал: //в нихже является, яко светила в мире// [[new:fil:02:15|(Фил. 2:15)]], а иные окажутся пресмыкающимися по земле и привязанными к земному. И таковые, как нетвердые и носимые всяким ветром, будут уничижены и сочтены за морской и бесплодный песок. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих** См. Толкование на [[old:gen:22:13#prp_efrem_sirin|Быт. 22:13]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих** Какое благоволение Божие к Аврааму! Но и как сильно предшествовавшее искушение! Чем большее благодеяние Господне, тем большему подвергается человек искушению... **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака. **воистину благословя благословлю тя, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря. И наследит семя твое грады супостатов** См. Толкование на [[old:gen:22:15#ep_vissarion_nechaev|Быт. 22:15]] ===== Ориген ===== **то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих** Верно данное место толкует апостол, говоря: //Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам как многим, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос// ([[new:gal:03:16|Гал. 3:16]]). Следовательно, о Христе сказано: //умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря//. И кто же теперь из видящих, как по всей земле и до пределов вселенной пророчество Евангельское распространяется (ср. [[new:rim:10:18|Рим. 10:18]]) настолько, что уже почти нет мест, не принявших семени Слова, нуждается в пояснении, чтобы узнать, каким образом народ Христа умножается? Ведь это в начале мира предполагалось, когда сказано было Адаму: //плодитесь и размножайтесь// ([[old:gen:01:28|Быт. 1:28]]). Так говорит и апостол //по отношению ко Христу и к Церкви// ([[new:ef:05:32|Еф. 5:32]]). Цепи, которые нас связывают, суть наши страсти и грехи, с которыми мы связаны до тех пор, пока не //распяли плоть со страстями и похотями// ([[new:gal:05:24|Гал. 5:24]]) и поэтому, наконец: //Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их// ([[old:ps:002:03|Пс. 2:3]]). И, следовательно, заняло семя Авраамо//во города врагов своих//, а оно и есть семя Слова, которое есть проповедование Евангелия и вера в Христа. Но что пользы мне в том, что семя Авраамово, //которое есть Христос// ([[new:gal:03:06|Гал. 3:6]]), будет //владеть городами врагов своих// как наследством, а моим городом владеть не будет; если в моем городе, то есть в моей душе, которая есть //город великого Царя// (ср. [[old:ps:047:03|Пс. 47:3]]; [[new:mf:05:35|Мф. 5:35]]), ни законы Его, ни обычаи соблюдаться не будут? Что хорошего мне в том, что Он покорил весь мир и владеет городами врагов Своих, если Он не победит врагов Своих во мне, если не разрушит //в членах моих иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного?// ([[new:rim:07:23|Рим. 7:23]]) Давайте, следовательно, каждый из нас делать достаточно, чтобы и в твоей душе и в твоем теле побеждал Христос врагов Своих и, подчиняя их и празднуя победу над ними, также и градом души твоей владел. Ибо так только станем Его народом, лучшим, которого что звезд на небе// в славе// ([[new:1kor:15:41|1 Кор. 15:41]]), так, чтобы и мы тоже могли получить благословение Авраама через Господа нашего Иисуса Христа, //Которому слава и держава во веки веков. Аминь// ([[new:1pet:04:11|1 Пет. 4:11]]; [[new:otkr:01:06|Откр. 1:6]]). //**Гомилии на Бытие.**// ===== Тертуллиан ===== **то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих** Итак, с полным основанием Авраам был благословлен, поскольку был верен. И с полным основанием он был верен, поскольку был терпелив. //**О терпении.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-18 **то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего** //«Благословляя благословлю тебя и умножая умножу… и благословятся в семени твоем все народы земли…»// Это заключительное и последнее в жизни Авраама божественное обетование отличается особенной торжественностью и силой. Подобно тому, как Авраам готовностью принести в жертву Исаака обнаружил высшую степень послушания и преданности Богу, и Господь в награду за это дает ему доказательства Своего высшего благоволения, подтверждая и усугубляя ранее данные ему обетования о многочисленности и славе его потомства. При этом в слове 18 ст. об единственном и исключительном семени, через которое имеют благословиться все народы земли большинство толкователей, вслед за Апостолом Павлом, видят указание на великое Семя жены, имеющее стереть главу змия, т. е. на Христа, Сына Божия [[new:gal:03:16|(Гал. 3:16)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]