[<10>] ====== Толкования на Быт. 23:6 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей** Писание объявляет добродетельного человека наследником Царства и согражданином древних праведников, которые следовали закону или жили в согласии с законом еще до дарования Закона. Поэтому их деяния стали законом для нас. Писание учит нас далее, что мудрец есть //царь//, которому люди чужого племени говорят: **ты царь Божий посреди нас**, потому что подданные добровольно подчиняются праведнику из стремления к добродетели. И философ Платон, полагая цель стремления в блаженстве, говорит, что оно состоит в «уподоблении Богу, насколько возможно». В этом он в некоторой степени согласен с учением Закона. В самом деле, как говорит пифагореец Филон, изъясняя жизнь Моисея: «Великие натуры, свободные от страстей, как-то легко достигают истины». //**Строматы.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей** Со смертью Сарры праотец делает первое начало своих приобретений. Божественное Писание, во всем показывая добродетель этого праведника и то, что он вообще все время проводил как странник и пришелец, заметило также и это обстоятельство, чтобы мы знали, что, пользуясь такой помощью свыше, сделавшись столь славным и получив обещание столь многочисленного потомства, он не имел даже собственного места погребения - не так, как ныне многие делают, заботясь о приобретении полей, сел и всякого другого богатства без меры. Он имел довольно богатства душевного, а о вещественном не проявлял никакой заботы. Да слышат это те, которые вдруг, в одну минуту, хотели бы все захватить в свои руки, которые на все простирают, так сказать, страсть своего корыстолюбия. Пусть они лучше подражают праотцу, который даже не имел места для погребения смертных останков Сарры, и только при этом случае, будучи побуждаем крайней необходимостью, купил у сынов Хетовых поле и пещеру. А что он был в уважении у жителей ханаанских, послушай, как говорят ему сыны Хетовы:** ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения на нем умершей твоей**. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 48.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей** **Ты князь Божий посреди нас**. Слово //князь// означает здесь не независимого владельца земли, но только богатого и сильного человека, каковое о себе мнение приобрел Авраам союзом с Мамре и войною против четырех царей. **Князь Божий**, по свойству еврейского языка, значит //князь великий//. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей** Авраам за добродетель наименован царем, ибо говорят ему иноплеменники: **«царь ты еси в нас»** [[old:gen:23:06|(Быт. 23:6)]]. Так и сыны Израилевы за Богочестие названы у Моисея Ангелами Божиими: //«егда разспея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих»// [[old:vtor:32:08|(Втор. 32:8)]]. Поскольку сынов Иаковлевых по исчислению оказалось семьдесят [[old:gen:46:27|(Быт. 46:27)]], то на сем основании и говорится, что по числу их распределены народы всей земли. Ибо утверждают иные, что в целом мир находится семьдесят народов. **//Письма на разные темы. Самарянину Иссахару.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей** Вместо слова «царь» в еврейском тексте стоит «князь» или «вождь». Потому что nasi (נְשִׂ֨יא) означает не «царь», а «вождь». **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей** См. Толкование на [[old:gen:23:05#lopuxin_ap|Быт. 23:5]] [<10>]