[<10>] ====== Толкования на Быт. 25:8 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему** **Насыщен жизнью**. В еврейских кодексах большею частью читается только //насыщен//; но полнее представляется сие выражение ниже, о смерти Исаака [[old:gen:35:29|(Быт. 35:29)]]. Черта сия, для изображения мирной и радостной кончины праведника, взята с образа пиршества. **Присоединился к народу своему** (см. прим. на [[old:gen:15:15#svt_filaret_drozdov|Быт. 15:15]]). //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему** Я внимательно просматриваю Писание на предмет первых упоминаний о старости. Адам жил 930 лет и все же не назывался старым. Мафусал жил 969 лет и также не назывался старым (см. [[old:gen:05:05|Быт. 5:5]]). Иду далее вплоть до потопа и после потопа, на протяжении почти трех тысяч лет, и не нахожу никого, кто был бы назван старым (см. [[old:gen:05:27|Быт. 5:27]]). Авраам первый, кто назван //старым//, и, конечно, по возрасту он был гораздо моложе Мафусала. Но он потому назван старым, что старость его была обильно помазана елеем. Об этом как раз и написано: **и умер Авраам, насыщенный в старости доброй и в полноте дней**. Потому //в старости доброй//, что //в полноте дней//, ведь все время жизни его был день, а не ночь. //**Трактат на Псалмы.**// ---- Нехорошо Семьдесят толковников прибавили «и, ослабев, умер Авраам», поскольку не пристало Аврааму ни ослабевать, ни обессиливать. Также на месте слов «в старости доброй, престарелый и наполненный» в греческих книгах стоит «наполненный днями». Хотя эта вставка, как кажется, и разъясняет смысл выражения дополнительным замечанием, что Авраам почил наполненный «жизнью и делами дней», однако простое чтение «наполненный» более полезно для ἀναγωγή (раскрытия духовного содержания). **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Ориген ===== **и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему** Что более полного можно сказать о смерти Авраама, чем говорит Слово Божие в Евангелиях? Говорит: //А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых// ([[new:mk:12:26|Мк. 12:26-]][[new:mk:12:27|27]]). Все они, следовательно, живы. Давайте же поэтому надеяться и мы на такую смерть, о которой говорит апостол, чтобы //умереть для греха, а жить для Бога// ([[new:rim:06:10|Рим. 6:10]]). Так надо понимать смерть Авраама, которая настолько расширила грудь его, что все святые, которые с четырех концов света происходят, могут быть отнесены //Ангелами на лоно Авраамово// ([[new:lk:16:22|Лк. 16:22]]). //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему** См. Толкование на [[old:gen:25:07#lopuxin_ap|Быт. 25:7]] [<10>]