[<10>] ====== Толкования на Быт. 25:9 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре** **И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его**. Двум только приписывается совершение сего сыновнего долга, вероятно, не по близости только их пребывания к месту кончины Авраамовой, но и по праву их старшинства. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блаж. Августин ===== **И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре** Тела мертвых, и в первую очередь праведников, служивших органами и сосудами Святого Духа для всех добрых дел ([[new:2kor:04:07|2 Кор. 4:7]]), не должны пребывать в оскорбительном презрении. И если отцовский наряд или кольцо дороги детям, то насколько больше любви, а не пренебрежения достойны их тела, куда более близкие, чем одежда, которую мы надеваем. Ведь это принадлежит не внешнему украшению или сочувствию, а самой природе человека, в связи с чем и покой древних праведников общественной заботой окружен, и похороны справлены, и могилы ухожены. Порой еще сами, когда были живы, они детям поручали заботу о погребении своих тел или также о похоронной процессии (ср. [[old:gen:23:01|Быт. 23:1-20]], [[old:gen:47:30|47:30]]). //**О надлежащей заботе об умерших.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-11 **И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле, которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои** //«Бог благословил Исаака…»// Сказав еще отцу его Аврааму, что //«завет Мой Я утвержу с Исааком»// [[old:gen:17:19|(Быт. 17:19-21)]], Бог теперь, по смерти Авраама, преподает ему Свое особое благословение, т.е. выделяет его, как родоначальника и представителя избранного народа. [<10>]