[<10>] ====== Толкования на Быт. 26:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 26-27 **Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя** Вот смотри, как тот самый Авимелех, который решился изгнать его, и говорил: //«отыди от нас»//, сам теперь приходит к нему. **«И Авимелех**, – сказано, – **прииде к нему..., и невестоводитель его, и воевода сил его. И рече им Исаак: вскую приидосте ко мне? Вы же возненавидесте мене, и отсласте от себе»**. Посмотри, сколь велика кротость праведника! Видя, что те, которые гнали его и обнаруживали такую ненависть к нему, теперь являются к нему в виде просителей, он не возгордился перед ними, не превознесся мыслию, имея еще в свежей памяти сказанные ему от Бога слова, и уповая на силу Господа, он не восстал против царя, но опять показывая обычную кротость, говорит им с большою скромностью: **«вскую приидосте ко мне? Вы же возненавидесте мене, и отсласте от себе»**. Зачем, говорит, вздумали вы придти ко мне, человеку изгнанному вами и возненавиденному? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 52.//** ===== Ориген ===== **Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его** Сей Авимелех, как я вижу, не всегда пребывает в мире с Исааком, но иногда расходится с ним, а в другой раз ищет мира. Если ты вспомнишь, как мы выше сказали об Авимелехе, что он представляет ученость и мудрость века сего и что он понял многое даже от истины через изучение философии (см. [[old:gen:26:16|Быт. 26:16]]), - то сможешь понять, как он не может быть ни всегда в разногласии, ни всегда в мире с Исааком, который представляет собой Божие Слово в Законе. Ибо философия ни противоречит всему в Законе, ни созвучна всему. Ведь многие философы пишут, что есть только один Бог, Который создал все, и в этом они согласны с Законом Божиим. Некоторые также добавили к этому, что Бог создал и правит всем в мире через посредство Слова и что все, что есть в мире, направляется Словом Божиим. В этом они совпадают не только с Законом, но и с Евангелиями. И в самом деле, почти вся философия, которая носит имя моральной и естественной, разделяет те же взгляды, что и мы. Однако она расходится с нами, когда утверждает, что материя совечна Богу. Она расходится, когда отрицает Божию заботу о смертных людях, ограничивая Его провидение только пространствами внеземных лунных сфер. Эти люди расходятся с нами, когда судьбу рождаемых ставят в зависимость от движения звезд. Они расходятся с нами, объявляя данный мир вечным и бесконечным. Есть еще много вещей, в которых они расходятся или соглашаются с нами. И поэтому, согласно приведенному образу, Авимелех иногда описывается как тот, кто пребывает в мире с Исааком, а иногда как его противник. Я, однако, не думаю, что Святой Дух, Который пишет эти слова, просто так стал бы включать сюда упоминание о двух других мужах, пришедших с Авимелехом:** Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его**. Напротив, //Ахузаф// переводится как «предержащий», //Фихол// - это «уста всех», в то время как Авимелех означает «мой отец - царь». Эти трое, я полагаю, образно олицетворяют собой всю философию, которая поделена между ними на три части: логику, физику и этику, то есть на рациональную часть, естественную и моральную. Рациональная - это та, которая признает Бога Отцом всего, что и есть Авимелех. Природная - это та, которая укоренена и держит все вещи как бы зависящими от сил самой природы, от лица которой выступает Ахузаф, что значит «предержащий». Моральная - это та, которая на устах у всех, и относится ко всем, и вращается на устах у всех в силу общей схожести представлений, - которую и обозначает Фихол. Итак, будучи каждый обучен в своей области, все они к Закону Божию приходят и говорят: //мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословлен Господом//. Эти трое, которые мира со Словом Божиим ищут и страстно желают при помощи клятвы предварить общение с Ним, могут обрести вид волхвов, которые приходят из стран Востока, будучи научены через отцовские книги и обычаи старших, и говорят: //мы ясно увидели родившегося Царя, и увидели, что Господь с Ним, и пришли поклониться Ему// ([[new:mf:02:02|Мф. 2:2]]). Но также, если кто обучен в такого рода науках и видит, //что Бог во Христе примирил с Собою мир// ([[new:2kor:05:19|2 Кор. 5:19]]), и восхищается величием Его деяний, - тот пусть скажет: //мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз//. Подступающий к Закону Божию с необходимостью говорит: //Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню// ([[old:ps:118:106|Пс. 118:106]]). //**Гомилии на Бытие.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 26-30 **Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом. Он сделал им пиршество, и они ели и пили** Евр. //Achusath merehu// LXX передают: Οχοζαθ ὁ νυμφαγωγὸς αὐτοῦ, понимая первое слово как собств. имя лица (так русск., слав.; Vulg,: //Ochosath amicus//). Тарг. Онкелоса, арабскские переводчики и блаженный Иероним понимают первое слово в нариц. смысле: //collegium amicorum//. Но первое понимание, помимо его большей логической естественности, следует предпочесть и ввиду аналогии имени Ахузаф с Голиаф [[old:1ts:17:start|(1 Цар. 17)]], Гениваф [[old:3ts:11:20|(3 Цар. 11:20)]]. Фихол упоминается и в истории Авраама [[old:gen:21:22|(Быт. 21:22–33)]], может быть — одно и то же лицо. При сходстве рассказа [[old:gen:26:26|(Быт. 26:26–31)]] о союзе Исаака с Авимелехом и [[old:gen:21:22|(Быт. 21:22–32)]], тем резче выступает и большая уступчивость и кротость Исаака сравнительно с Авраамом, и меньшее благородство Авимелеха, слова которого [[old:gen:26:29|(Быт. 26:29)]] представляют явное искажение истины. [<10>]