[<10>] ====== Толкования на Быт. 27:15 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова** Иаков получил одежду своего брата, потому что превосходил его свойственной старости мудростью; младший брат снял одежду со старшего, потому что блистал достоинством веры. Ревекка представила эту одежду как символ Церкви и дала младшему сыну одежду Ветхого Завета - пророческую и священническую одежду, одежду царя Давида, одежду царей Соломона, Езекии и Иосии - и дала ее христианскому народу, который знает, как пользоваться полученным покрывалом, поскольку иудейский народ хранил его без применения и не знал собственных украшений. Эта одежда лежала в тени, заброшенная и забытая, ибо была скрыта мрачной мглой нечестия и не могла распахнуться шире в черством сердце народа. Христианский народ надел ее и воссиял. Он украсил ее сиянием своей веры и светом благочестивых деяний. Исаак узнал привычный запах своего рода, признал одежду Ветхого Завета, но не признал голос ветхого народа и поэтому понял, что он был подменен. Та же одежда сохраняется даже ныне, но исповедание более преданного народа стало теперь благозвучным, и верно сказал Исаак: //голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И ощутил Исаак запах от одежды// ([[old:gen:27:27|Быт. 27:27]]). Вероятно, это означает, что мы не оправдываемся делами, но верой (ср. [[new:rim:03:28|Рим. 3:28]]), потому что телесная немощь препятствует делам, а сияние веры затмевает погрешности деяний и дарует прощение согрешений. //**Об Иакове и блаженной жизни.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 15-17 **И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему** Заметь здесь, вместе с любовию, и великую мудрость Ревекки. Выше сказано было, что один (из сыновей ее) был //«космат»//, а другой //«гладкий»//; поэтому она и одела Иакова, как говорит Писание, в одежду Исава, обложила кожицами, со всех сторон придав ему такой вид, чтобы обман был успешен, дала ему в руки снеди и хлебы, и таким образом приготовила его идти к отцу. Но посмотри опять и здесь, как все это было делом вышней благодати. Когда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и Божию помощь. Для того именно, чтобы мы не ленились и не оставались в бездействии, (Бог) хочет, чтобы и мы привносили что-нибудь от себя, а затем и Он являет Свое содействие. Не все бывает от помощи свыше, а нужно привнести что-нибудь и нам; и не требует от нас всего (Бог), зная крайнюю немощь нашу, а последуя Своему человеколюбию, и желая иметь какой-либо повод к тому, чтобы показать Свою щедрость, Он ожидает посильных трудов и с нашей стороны. Так было и теперь. Как скоро Иаков и Ревекка сделали то, что нужно было с их стороны, Иаков послушал совета матери, а она исполнила все, что от нея зависело, тогда и благий Господь помог им легко совершить то, что было всего труднее, именно, чтобы дело обмана не открылось Исааку. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 53.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова** **Богатую одежду**. Буквально с еврейского //вожделенную//. Иероним (Quaest. Hebr.) у раввинов занял мнение, что то была одежда //священнодейственная//. ...Между тем как Исав ищет ловитвы, дабы заслужить отчее благословение, Иаков, по наставлению матери, коей Бог открыл судьбы свои, облеченный в одежду первородного, предвосхищает оное. Между тем как плотский Израиль мнит внешними делами закона приобрести земное благословение Божие, Израиль духовный, предводимый Благодатью, облеченный в одежду заслуг и правды Перворожденного всей твари, благословляется благословением духовным, превыше небес, во Христе [[new:ef:01:03|(Еф. 1:3)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова** То, что Иаков был одет в одежду, означает, что Слово собиралось //стать плотью// ([[new:in:01:14|Ин. 1:14]]). А то, что руки его были обложены кожей козлят, означает, что Слово взяло на Себя грехи всех нас, распростерши Свои руки на кресте. Как и Исайя сказал: //Он взял на Себя наши грехи и понес наши болезни// ([[old:is:53:04|Ин. 53:4]]). //**О благословениях Исаака и Иакова.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова** По поводу этого стиха евреи сохраняют предание, что первородные сыновья исполняли священнические обязанности и у них была священная одежда. Одеваясь в неё, они приносили Богу жертвы ещё до того, как Аарон был избран для священнического служения. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова. **И вземши Ревекка одежду Исава сына своего старейшаго добрую, яже бысть у нея в дому, облече оною Иакова сына своего меншаго** См. Толкование на [[old:gen:27:11#ep_vissarion_nechaev|Быт. 27:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова** См. Толкование на [[old:gen:27:14#lopuxin_ap|Быт. 27:14]] [<10>]