[<10>] ====== Толкования на Быт. 27:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя** См. Толкование на [[old:gen:27:18#svt_ioann_zlatoust|Быт. 27:18]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя** См. Толкование на [[old:gen:27:18#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 27:18]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя** **Я Исав, первенец твой** и проч. В сей речи толкователи находят троякую ложь и осуждают Иакова. Сам Иаков называет свой поступок обманом [[old:gen:27:12|(Быт. 27:12)]], равно как и Исаак [[old:gen:27:35|(Быт. 27:35)]]. Однако Исаак не осудил Иакова, ибо не отнял хитростью похищенного благословения. Некоторые стараются дать сему происшествию лучший вид чрез открытие в нем преобразовательного знаменования; но преобразование не переменяет истории, и характер лиц или деяний прообразовательный, который зависит от устроения Божия, не исключает суждения о характере нравственном, который от свободы человеческой. Фараон не потому достоин осуждения, что был образом отверженного князя тьмы; Иаков не потому прав, что был образом избранных и предопределенных благодатию. Если что может объяснить и оправдать его поступок, то разве примечание нерешимости в Исааке, который для благословения Исава желал иметь знамение от Бога, уверенность в откровении воли Божией чрез Ревекку и, наконец, то, что Исав, правым или неправым образом, впрочем добровольно, с клятвою отрекся от первородства в пользу Иакова. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя** То, что Иаков сказал отцу: **я сделал, как ты сказал мне**, означает вечное послушание Слова Отцу, как и у Иезекииля Оно говорит:// И сделал я, как повелено было мне// ([[old:iez:12:07|Иез. 12:7]]). //**О благословениях Исаака и Иакова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя** См. Толкование на [[old:gen:27:01#prp_efrem_sirin|Быт. 27:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова. **И рече Иаков отцу: аз Исав первенец твой, сотворих, якоже рекл ми еси: востав сяди и яждь от лова моего, яко да благословит мя душа твоя** См. Толкование на [[old:gen:27:18#ep_vissarion_nechaev|Быт. 27:18]] ===== Лопухин А.П. ===== **Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя** Выдавая себя за Исава, Иаков допускает обман, греховность которого отягчается еще последующим призыванием им имени Божия [[old:gen:27:20|(Быт. 27:20)]]. Неизбежным, по праведному суду Божию, последствием обмана Иакова были тяжкие испытания последующей жизни Иакова. После нескольких выражений сомнения и попыток увериться в лице пришедшего [[old:gen:27:21|(Быт. 27:21-24)]], Исаак приступает [[old:gen:27:27|(Быт. 27:27)]] к благословению сына, которое (в отличие от благословения, [[old:gen:27:23|Быт. 27:23]], — простого приветствия) является пророчеством, определяющим судьбу Иакова и его потомства (ср. [[old:gen:09:25|Быт. 9:25]] и д.). Поэтическая форма, образность и непосредственность благословения видна из того, что оно начинается с выражения приятного ощущения благоухания одежды Исава. LXX: ἀγροῦ πλήρους, Vulg.: //agri pleni//, слав.: //нивы исполнены//; рус.: //поля//, по-Евр: //sadeh//. Поле — //Ханаан//. [<10>]