[<10>] ====== Толкования на Быт. 27:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны** **«И да поработают тебе, языцы»**. Заметь, как он испросил ему сначала изобилие необходимого, а потом и господство над языками, предрекая тем и будущее благоденствие его, и умножение потомков его. **«И поклонятся тебе, князи»**. Не языков только покорение испрашивает ему, но и князей. **«И буди господин брату твоему»**. Смотри, как праведник, сам не зная того, служит намерению Божию. И все это устроилось так для того, чтобы именно достойный по своей добродетели сын получил благословение. **«И поклонятся тебе сынове отца твоего»**. Сынами Писание называет обыкновенно все потомство; так и здесь слова: **«сынове отца твоего»** означают то же, как если бы кто сказал: имеющие произойти от семени Исава, потому что Исаак не имел других детей, кроме этих двух. **«Проклинаяй тя, проклят; благословляяй же тя, благословен»**. Вот венец благословения, вот главное из всех благ, – то, чтобы быть благословенным! Видишь ли человеколюбие Божие? Тот, кто боялся, чтобы вместо благословения не навлечь на себя проклятия, не только приобретает от отца такое обилие благословений, но за него проклинаются и те, которые покусились бы проклинать его. Научимся отсюда, что если кто захочет располагать свои дела по воле Божией, то получает свыше такое содействие, что чувствует это в самом ходе своих дел. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 53.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны** См. Толкование на [[old:gen:27:18#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 27:18]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны** **Да покорствуют тебе народы** и проч. Здесь разуметь можно народы разноплеменные, как Хананеев и Филистимлян. **Будь господин над братьями твоими** и проч. Здесь разумеются народы единоплеменные, как потомки Исава. **Проклинающие тебя прокляты; благословляющие тебя благословенны**.Сие благословение, поелику в простом своем знаменовании чрезмерно велико и несообразимо с событием, должно иметь высшее и более глубокое значение. Те, которые благословят Иакова верою в благословенное семя, благословятся благодатью; проклинающие неверием проклянутся отвержением. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны** Слова: **да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе правители** — сбываются и поныне, ибо кому же ныне служат уверовавшие народы и кому поклоняются правители Церкви, как не Христу, именем Которого они и спасаются? Как и чрез Исайю Само Слово предвозвестило: //а служащие Мне будут названы новым именем, которое благословится на земле; ибо они благословят Бога истинного; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истинным// [[old:is:65:15|(Ис. 65:15-16)]]. И еще: //вот, служащие Мне будут есть, а вы будете голодать; вот, служащие Мне будут пить, а вы будете томиться жаждою; вот, служащие Мне будут радоваться и веселиться, а вы будете в стыде... будете рыдать от сокрушения духа// [[old:is:65:13|(Ис. 65:13-14)]]. Затем Исаак добавляет: **будь господином над братом твоим, и да поклонятся тебе сыны отца твоего**. Но Иакову никто не поклонился, и он не стал господином над своим братом Исавом; напротив, Иаков испугался его и убежал, а затем первый поклонился ему семь раз (см. [[old:gen:32:07|Быт. 32:7-8]]; [[old:gen:33:03|33:3]]). Итак, сказанное здесь сбылось на Спасителе. В самом деле, Он стал Господом и Владыкой тех, кто считается Его братьями по плоти, чтобы они поклонились Ему как Царю. Поэтому и говорится: **проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя - благословенны!** //**О благословениях Исаака и Иакова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны** См. Толкование на [[old:gen:27:01#prp_efrem_sirin|Быт. 27:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова. **И да поработают тебе язы́цы, и да поклонятся тебе князи, и буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего. Проклинаяй тя проклят, благословляяй же тя благословен** **«И да поработают тебе язы́цы и да поклонятся тебе князи»**. Идет речь о народах иноплеменных с их князьями, – каковы те хананейские племена, которые не были истреб­лены израильтянами и платили им дань, – филистимляне, покоренные Маккавеями, – аммонитяне и моавитяне, по­коренные Давидом. – **«И буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего»**. Разумеются едино­кровные с Иаковом потомки Исава – идумеи. Исав прозван был Эдомом, что значит «красный», в память той жадности, какую обнаружил он, когда, возвратившись с охоты голодным и увидав у Иакова кушанье, по цвету красное, сказал ему //«накорми меня красным этим»// [[old:gen:25:30|(Быт. 25:30)]]. Исав за это уступил Иакову первенство. От прозвания Исава Эдомом и потомки его названы идумеями или эдомлянами, покорен­ные потомками Иакова при Давиде. Исаак, кроме Исава и Иакова не имевший сыновей, называет идумеев сынами своими в смысле потомков. – **«Проклянаяй тя проклят, благословляяй же тя благословен»**. Горе твоим недоброже­лателям и врагам! Их отринет от Себя, страшно покарает Господь, твой и твоего потомства Покровитель. Но благо тем, которые будут доброжелательствовать тебе в лице твоих потомков, будут чтить и благословлять их как из­бранное племя, как хранителей истинного богопочтения, как залог духовного обновления чрез них всех народов: на таковых, как и на тебе с твоим потомством, почиет благо­словение Божие. Все эти пророчественные благословения, ближайшим образом относящиеся к плотскому Израилю, конец свой имеют во Христе, потомке Иакова по плоти, который есть духовный Царь всего человечества и Источник благословения для всех людей, – и в основанной Им Церкви, которая, хотя есть царство не от мира сего, пред­назначена к духовному господству над всеми народами. Такое отношение пророчественных благословений Исаака открывается из слов ап. Павла, что //Исаак благословил Иакова и Исава верою в будущее// [[new:evr:11:20|(Евр. 11:20)]], т. е. имея в виду будущее спасение во Христе [[new:evr:11:39|(Евр. 11:39-40)]]. В бла­гословении Исаака идет речь о покорности Иакову сперва иноплеменных, потом единоплеменных. В приложении к новозаветной Церкви это значит, что в состав ее войдут верующие из язычников, а в конце веков, когда войдет в нее полное число язычников, обратятся ко Христу иудеи, принадлежащие к единому с Ним племени по плоти [[new:evr:11:25|(Рим. 11:25)]]. Предречение о **благословении благословляющих** Иакова и о **проклятии проклинающих** его, в приложении ко Христу и Его Церкви, окончательно сбудется на страш­ном суде, когда Христос наречет одних **благословенными**, других **проклятыми** [[new:mf:25:34|(Мф. 2:34]], [[new:mf:25:41|41)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны** См. Толкование на [[old:gen:27:20#lopuxin_ap|Быт. 27:20]] [<10>]