[<10>] ====== Толкования на Быт. 27:42 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя** Исав, увидев, что брат получил благословение от отца, увлекаясь гневом и завистию к убийству, помышлял погубить брата. Но дивная мать, чувствуя это, опять проявляет свою материнскую любовь к сыну и предлагает совет, могущий исторгнуть его из рук брата. Призвав, говорится, **«сына своего юнейшего, рече ему: се Исав брат твой грозит тебе убити тя: ныне убо послушай моего гласа»**. Опыт покажет тебе, говорит она, что я тебе советую полезное; и как ты, послушавши слов моих, получил великие благословения от отца, так и теперь послушай меня, чтобы избежать тебе рук брата. Так и себя ты избавишь от опасностей, и меня от печали. В порядке вещей, что он, если отважится на это, подвергнется наказанию; и тогда со всех сторон умножатся у меня тяжкие скорби. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 54.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя** Мы слышали, что сказано о невоздержности, пропитанной телесными вожделениями, давайте рассмотрим, как ведет себя истинная добродетель. Она ни в чем не нуждается, кроме Божией благодати, преследует то единственное и высшее благо, довольствуется им одним, из которого мы получили все, но сами ничего ему не приносим, потому что оно ни в чем не нуждается, как говорит Давид: //Я сказал Господу моему: Ты - Господь мой, потому что блага мои Тебе не нужны// ([[old:ps:015:02|Пс. 15:2]]). Ибо в чем нуждается Тот, кто всем изобилует, щедро дарует нам все в совокупности и доставляет все без недостатка? Ревекка отдавала предпочтение не одному сыну перед другим, но праведному перед неправедным. Для благочестивой матери тайна божественного промысла перевешивала ее детей: она не столько предпочитала Иакова его брату, сколько посвящала его Господу, ибо знала, что тот может сохранить вверенный ему дар. Беспокоилась она и о другом сыне, избавляя его от божественной немилости, чтобы тот не навлек на себя более тяжкой вины, лишившись благодати полученного благословения. //**Иаков, или О блаженной жизни.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя** См. Толкование на [[old:gen:27:41#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 27:41]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя** Отверженный Исав ищет смерти Иакова; но сей удаляется и спасается. Отверженный ветхий Израиль восстает на истребление нового; но Бог скрывает сего в тайне своего селения и потом возносит в силе и славе. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 42-46 **И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя; и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас? И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь** Намерение это он высказал и открыто, о чем узнала Ревекка и предусмотрительно отсылает Иакова в Харран к Лавану (на «дни некие», т. е. немногие), лишь самому Иакову открывая смысл этого путешествия (ст. 42–45), а Исааку указывая другую причину — в отыскании невесты из родственной семьи (ст. 46). Так «Бог вложил в ее ум все, что могло содействовать будущему домостроительству и спасению ее сына» (святой Иоанн Златоуст, с. 579). [<10>]