[<10>] ====== Толкования на Быт. 28:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться** Так как Господь сказал: Я с тобою и сохраню тебя на пути, в который идешь, то поэтому и он говорит: если сделаешь мне то, что обещал. Потом присовокупляет и от себя прошение в таких словах: **«аще даст ми Господь хлеб и ризы облещися»**. Не богатства и не излишнего чего-либо просит, а хлеба и одежды, – одежды для прикрытия тела, а хлеба для необходимого пропитания. Заметь, как этим прошением назнаменовал он нам дух апостольский. Столь великого любомудрия исполнена была душа праведника! То, что Христос говорил: //«не стяжите ни злата, ни сребра,... ни двою ризу»// [[new:mf:10:09|(Мф.10:9–10)]], то он уже знал, еще никем не наученный, а сам собою – от учителя, находящегося в природе нашей, и желал получить себе от Господа только **«хлеб ясти и ризы облещися»**. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 54.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться** Обет Иакова не есть договор с Богом о Его благодеяниях или корыстное прошение без преданности воле Его; но благодарное соответствие обетованию Божию, почему обетное прошение и изображено почти все словами откровения. «Если Бог, — говорит праведник, — по Своей благости дарует мне Свои обетования, то да приимет и обет моей благодарности и любви; если Он дает мне еще грядущие блага в испытание веры, принесу Ему в жертву будущие мои стяжания во свидетельство веры». Посему вопрос, что было бы, если бы обетное прошение не исполнилось, совсем не должен здесь иметь места. **И даст мне хлеб есть и одежду одеться**. Так ограниченны и всегда одинаковы желания праведных. И прежде пришествия Господа они молились молитвою Господнею: //хлеб наш насущный дай нам на сей день// [[new:mf:06:11|(Мф. 6:11)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться** См. Толкование на [[old:gen:28:16#prp_efrem_sirin|Быт. 28:16]] ===== Прп. Нил Синайский===== **И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться** Сказанное Иаковом: **«аще даст ми хлеб ясти, и ризы облещися»** [[old:gen:28:20|(Быт. 28:20)]], – закон для монашеской жизни. **//Письма на разные темы. Монаху Лимению.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-22 **И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть** 3-е действие Иакова: его обет Богу — первый из отмеченных в Библии обетов. В этом обете (у раввинов считавшемся образцом или нормой всех обетов и на все времена) 3 элемента: 1) внутреннее и искреннее признание Всевышнего своим Богом, с посвящением себя самого на служение Ему; 2) особое посвящение и почитание места видения; и 3) обещание Богу десятины из всего. По-видимому, свою веру в Бога Иаков обусловливает внешними и личными интересами. Но, во-первых, это условие обета у Иакова есть простой перифраз непосредственно предшествующего обетования Божия (ст. 13–15); во-вторых, Иаков испрашивает у Господа лишь хлеба и одежды и таким образом исполняет завет евангельский о нестяжательности (Иоанн Златоуст, Филарет); в-третьих, с каким смирением и благодарностью понимал Иаков благодеяния Божии, видно из молитвы его [[old:gen:32:10|(Быт. 32:10)]]. Десятина, как видно из примера Авраама [[old:gen:14:20|(Быт. 14:20)]], была древним обычаем и в общежитии, в отношении к царям. Здесь впервые читаем о десятине Богу. //«Камень… будет… домом Божиим»// (beth Elohim) — может быть, в связи с этим представлением стоит ветхозаветное величание Бога — Zur Israel, скала, твердыня Израилева [[old:gen:49:24|(Быт. 49:24]]; [[old:is:30:29|Ис. 30:29)]]. [<10>]