[<10>] ====== Толкования на Быт. 29:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою** Заметь и в этом случае, как велико было его благоразумие, и как, не имея вовсе желания собирать богатство, он не договаривается с Лаваном, как наемник какой-нибудь, и ничего другого не требует, но помня мать и заповедь отца и показывая свою необычайную скромность, говорит Лавану: **«поработаю тебе седмь лет за Рахиль, дщерь твою меньшую»**; я полюбил ее с первого раза, увидев при колодце. Примечай и благомыслие этого мужа: сам себе назначает он и время работы, и в продолжение этого времени достаточное испытание своей скромности. Чему же ты дивишься, возлюбленный, слыша, что Иаков обещал работать семь лет за любимую девицу? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 55.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою** См. Толкование на [[old:gen:29:15#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 29:15]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою** **Я буду тебе служить семь лет за Рахиль, младшую дочь твою**. У древних брачные дары требовались не от невесты, но от жениха [[old:gen:24:53|(Быт. 24:53]]; [[old:gen:34:12|Быт. 34:12]]; [[old:1ts:18:23|1 Цар. 18:23]], [[old:1ts:18:25|25]], [[old:1ts:18:27|27)]]. Посему Иаков, не имея никакой собственности, предлагает Лавану труд свой вместо вена. Правда, он мог бы потребное получить из дома родительского; ибо, не касаясь даже первородства, имел право на третью часть наследия, но он лишал сам себя всего, дабы не питать вражды брата. ...Иаков предпочитает Лии Рахиль и за нее соглашается быть рабом в доме Лавана; так, человек, еще не искусившийся, предпочитает кресту сладости духовные и тогда только находит легкими подвиги и самоуничижение, когда имеет в виду сию награду. Но Лия есть старшая сестра Рахили, и крест в духовном возрасте выше услаждений созерцания. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. Лаван сказал: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня** Взаимный договор Иакова и Лавана носит печать библейско-еврейских и вообще восточных нравов. По обычаю древнего и даже современного Востока не тесть дает приданое жениху, а, наоборот, последний вносит за невесту отцу ее — //вено//, евр. //mohar// (ср. [[old:gen:24:53|Быт. 24:53]]; [[old:gen:34:12|34:12]]), обычно обеспечивающее (по документу «кетуба») жену его на случай развода. Иаков, неимущий странник [[old:gen:32:10|(Быт. 32:10)]], предлагает в качестве вена личную свою работу в течение 7 лет: замена вена — не необычная и в библейской древности (Давид Саулу за Мелхолу, [[old:1ts:18:25|1 Цар. 18:25–27]], ранее — Гофониил женился на Ахсе, дочери Халева, [[old:nav:15;16|Нав. 15:16–17]]: оба — личный подвиг храбрости), и теперь на Востоке. Но в этом же договоре выступают и удивляют, с одной стороны, скромность и нетребовательность Иакова, какую он уже раньше высказал [[old:gen:28:20|(Быт. 28:20)]], имевшего однако возможность и Лавану предъявить более тяжелые условия, и у отца потребовать следовавшую ему часть имения, с другой — корыстность Лавана, не постеснявшегося обратить племянника, «кровь и плоть» свою, в работника; поступок этот не одобрялся после и дочерьми Лавана [[old:gen:31:15|(Быт. 31:15)]]. По раввинам, Иаков, как бы предчувствуя обман со стороны Лавана, с особою точностью называет именно Рахиль, младшую дочь Лавана; высказывал этим и то, что, как младший сын Ревекки, он должен жениться на младшей дочери Лавана. Лаван охотно соглашается на предложение Иакова, обеспечивавшее ему семилетнюю даровую работу его; но согласие свое Лаван мотивирует и более благовидным основанием — требованием обычая Востока (доселе там имеющего силу) предпочитать браки в близком родстве бракам с посторонними лицами. [<10>]