[<10>] ====== Толкования на Быт. 29:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей** Видишь, что это именно было целию, для которой он все так устроил. Зная любовь Иакова к девице, он говорит: не подумай, что ты обижен; я поступил так потому, что у нас есть закон сперва старшую дочь выдавать в замужество; но ты можешь взять за себя и ту, которую любишь, если и за все будешь столько же лет работать. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 56.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей** См. Толкование на [[old:gen:29:15#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 29:15]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей** **В нашем месте так не делают** и проч. Если бы Лаван хотел истинно соблюсти порядок и принятый обычай, то должен был бы открыть свое намерение Иакову еще прежде условия о семи летах работы. Употребленная же им хитрость показывает, что он желал не столько воздать справедливость старшей дочери своей, сколько приобрести в зяте своем дешевого работника на другие семь лет. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 26-27 **Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других** Иаков продолжает путь, подходит к кладезю (колодцу) и видит Рахиль. Она пришла со стадом, босая, в убогой одежде, и лицо ее опалено было солнцем. Иаков уразумел, что Пославший прекрасную Ревекку к источнику и убогую Рахиль посылает к колодцу, и демонстрирует ей свою силу: отваливает закрывавший колодец камень, который едва могли сдвинуть многие сильные. Уневестив же Рахиль Богу сим чудным делом, и сам обручается с ней лобзанием. Иаков работал за нее семь лет, но, когда исполнился срок, Лаван обманул его и вместо Рахили выдал за него Лию. Лаван же прибегнул к такой хитрости не только потому, что Лия была безобразна и за семь лет, пока Рахиль была невестой, не нашлось ей жениха, но и потому, что видел Божие благословение на имуществе своем во время Иаковлева пастырства. Потому замыслил сделать его пастырем на другие семь лет, чтобы и в другие семь лет умножилось достояние его, приобретенное им в первые семь лет, когда Иаков работал за отданную ему Лию. Посему Лаван извиняется пред Иаковом обычаем своего отечества и говорит: **несть тако в нашем месте вдати меншую прежде старейшия**. А потом открывает, что действительно это было совершено им умышленно, и говорит: "**Скончай** дни брака с Лией **и дам ти** Рахиль **за дело, еже делавши у мене еще седмь лет другия"**. Лаван собрал жителей той страны, и они поручились Иакову за Лавана. Иаков рассуждал так: если Лия останется в доме у язычника Лавана, то семя праведника может уклониться там в язычество. Он также боялся солгать жене своей Рахили, потому что невеста есть уже и жена. Потому Иаков берет одну, чтобы не изменить данному ей слову, а другую, чтобы не соделалось чрез нее грешным семя его. Но если бы Лаван не отнял у Иакова Рахили, а велел бы ему работать у него семь лет за Лию, то не согласился бы он работать за нее и семи дней. Но не потому что Лия была безобразна, а потому что противным ему казалось быть мужем двух жен. **//Толкование на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей** См. Толкование на [[old:gen:29:25#lopuxin_ap|Быт. 29:25]] [<10>]