[<10>] ====== Толкования на Быт. 30:37 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 37-39 **И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами** Так поступает праведник не по собственному своему побуждению, но так благодать свыше внушала разуму его, потому что совершавшееся происходило не по обыкновенному порядку природы, а было много дивного и превышающего естественный порядок вещей. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 57.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях** Праведный Иаков приходит как поденщик, но он и хозяин, который, служа проповеди Евангелия, собрал стадо, сияющее светом многочисленных удивительных добродетелей. Когда его стадо приходило на водопой, он в корыта перед ними клал// прутья стираксовые, ореховые и как от платана//; и так те, кто чувствовал жажду таинств Пресвятой Троицы, прообразом которых были прутья, могли рождать потомство, вовсе не бывшее бесцветным, зачиная его в благочестивых помыслах. Крепкими были овцы, рождавшие потомство добрых дел и неслабеющей веры. //Стиракса// обозначает фимиам и вечернюю жертву, которая предлагается Богу Отцу в псалме (см. [[old:ps:140:02|Пс. 140:2]]); //орех// же обозначает дар священства, жалуемый Христом. Это - жезл Аарона, расцветший и пустивший почки (см. [[old:chis:17:01|Чис. 17:1-9]]), когда положен был пред Господом, и через него явлена благодать священства. //Платан// же означает обилие духовных плодов, потому что к этому дереву присоединяется виноградная лоза таким образом, что дерево может плодоносить вместе с лозой, давая обильное потомство. Благодать Духа всецело произвела дары страданий Господа и прощение всех грехов. //**Об Иакове и блаженной жизни.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 37-43 **И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами. И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову. И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов** Таким образом наградою Иакова были овцы и козы с крапинами. А каким образом он перехитрил Лавана и умножил до чрезвычайности полученное от него, этим мы займемся, если угодно, теперь и узнаем об этом из самих Священных Писаний. Здесь написано так: **И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами. И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый [скот] Лавану, а крепкий Иакову. И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов** [[old:gen:30:37|(Быт. 30:37-43)]]. Мы признаем свойственным пастушескому искусству знать, что овцы и козы всегда и во всяком случае рождают подобное тому, что видят, и что приплод их бывает одного цвета с тем, что им случится видеть во время зачатия. И это, кажется, совершается по естественным законам. Но это совершенно неизъяснимо, и для наших соображений непостижимо. Избрал же опять божественный Иаков пепеловидных и с крапинами овец и коз по Божественному видению. Ибо он говорит в одном месте Лии и Рахили: //Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами. Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами// [[old:gen:31:10|(Быт. 31:10-12)]]. Так говорит Священное Писание. Но оставив низменность буквального смысла истории, взойдем на высоту духовного смысла. Жезл гадательно изображает нам опять Еммануила, Который так именуется в богодухновенном Писании. Ибо божественный Исайя говорит: //И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его// [[old:is:11:01|(Ис. 11:1)]]. К Небесному же Отцу и Богу божественный Давид от лица верующих взывал: //Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня// [[old:ps:022:04|(Пс. 22:4)]]. Ибо мы имеем утешение во Христе и Его имеем утверждением своим, так как написано: //праведников подкрепляет Господь// [[old:ps:036:17|(Пс. 36:17)]]. Итак, для нас, словесных козлов и овец, находящихся во всей вселенной и в целом мире, Христос предлагает себя как бы неким жезлом. Но жезлом не просто, а стираксовым, ореховым и яворовым (платановым). И это растение полагается во свидетельство правоты; стираксовый же есть знамение смерти. Тело умершего снабжается благовониями, а из благовоний самое приятное стиракса. //Христос умер// ради нас и //погребен был, по Писанию// [[new:1kor:15:03|(1 Кор. 15:3-4]]; сн.: [[new:rim:05:09|Рим. 5:9]] и др.). Затем ореховый жезл знаменует восстание и бодрствование: он производит в нас это естественным своим действием. Восстал же за нас Христос; потому что не мог быть держим вратами ада и не совсем связан был узами смерти. Наконец яворовый (платановый), по-видимому, знаменует течение к высоте и к горнему, то есть вознесение Христа на небеса, так как явор есть дерево великорослое и весьма высокое. Вознесен же от Отца Сын; потому что Петр сказал о Нем: //быв вознесен десницею Божиею// [[new:act:02:33|(Деян. 2:33)]]. И Павел говорит, что Он превознесен и получил //имя выше всякого имени//, а также и поклонение от всех [[new:fil:02:09|(Флп. 2:9-10)]]. Если же кто хочет, то растение это может быть принято и в ином смысле. Каким образом? Усердно занимающиеся словопроизводством имен говорят, что так как лист сего дерева очень широк, то поэтому и самое дерево названо «платаном». Ибо как бы расширяемся и мы чрез веру и любовь, едва не прирастая ко Христу. Закон очень тесен, и угнетен ум идолослужителей. Так и к обществам из язычников взывал Бог устами пророка: //научитеся слышати утесняемии// [[old:is:28:19|(Ис. 28:19)]]. Коринфянам же, решившимся возвратиться к древнему заблуждению после принятия веры, Павел пишет, говоря: //Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, - говорю, как детям, -распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?// [[new:2kor:06:11|(2 Кор. 6:11-15)]]. И Псалмопевец говорит самому Еммануилу, укоряя тесноту закона: //Твоя заповедь безмерно обширна// [[old:ps:118:096|(Пс. 118:96)]]. И еще: //Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое// [[old:ps:118:032|(ст 32)]]. И к тому еще: //буду ходить свободно, ибо повеления Твои храню// [[old:ps:118:045|(ст. 45]] и [[old:ps:118:056|56)]]. А что и жезл ореховый, как я недавно сказал, имеет свойство производить бодрствование, об этом говорит Бог пророку Иеремии: //что видишь ты, Иеремия? Я сказал, говорит пророк: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось// [[old:ier:01:11|(Иер. 1:11-12)]]. Итак, умопредставляемый под видом жезла, Христос как бы представляет нам Себя, как умершего, и воздвигнутого из мертвых, и на небеса вознесенного, а также и расширяющего мысленно посредством Духа сердца приемлющих Его. Но где положил Иаков жезлы? — В поильных корытах. Под корытами поильными для словесного стада, то есть для нас, можно разуметь писание Моисея и пророческие вещания, едва не источающие нам слово свыше и от Бога. Ибо написано: //И в радости будете почерпать воду из источников спасения// [[old:is:12:03|(Ис. 12:3)]]. Там мы найдем Еммануила — жезл силы, и бывшего как бы в смерти ради нас, и //перворожденного из мертвых// [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]], и возносящегося во славе, и распространяющего уверовавших, как я сказал недавно. Ибо все слово святых пророков и Моисея указует на таинство Христово. Посему и премудрый Павел сказал: //кончина закона и пророков Христос// [[new:rim:10:04|(Рим. 10:4]]; сн.: [[new:mf:05:17|Мф. 5:17]]; [[new:lk:24:27|Лк. 24:27)]]. Впрочем Иаков острогал жезлы пестрением белым, сострогал кору, и таким образом над ними овцы зачинали пестрый приплод. Ибо как бы остругивает Христос сень законную и как бы некую кору снимает с пророческих писаний, являя нам таким образом убеленным и совершенно удобозримым заключающееся в них слово, а чрез то приводит нас к духовному напеванию, даже и едва не убеждает зачинать во чреве разнообразие (пестроту) в добродетели в двояком ее виде, то есть в деле и слове. Так и Божественные пророки, олицетворяя в себе оправданных верою, ясно взывали: //страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего// [[old:is:26:18|(Ис. 26:18)]]. Тот же блаженный Исаия сказал и в другом месте еще особенно: //Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас// [[old:is:35:03|(Ис. 35:3-4)]]. И еще: //Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей// [[old:is:40:10|(Ис. 40:10-11)]]. То есть духовное будет утешение для тех, которые уже болезнуют Божественным словом, как имеющие быть плодоносными, и вскоре имеют родить славу евангельского жития. Ибо это и есть плод святой и чистой души. Но составил, сказано, себе Иаков отдельные **стада … и не ставил их вместе со скотом Лавана** [[old:gen:30:40|(Быт. 30:40)]], так как не соединимо скверное со святым и нечистое с чистым (ср.: [[new:2kor:06:14|2 Кор. 6:14-15]]). Обособленными являются те, которые Христовы суть, которые отказываются от общения с мирским, свободны от всякого плотолюбия и не лишены знака в своей жизни, а напротив назнаменаны добродетелью. Ибо **доставался**, сказано,** слабый [скот] Лавану, а крепкий Иакову** [[old:gen:30:42|(Быт. 30:42)]]. ===== Павлин Нольский ===== **И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях** На образе этих трех прутьев, раз уж они были упомянуты, мы разберем тайну Царствия Божия. Патриарх выбрал себе три прута от трех деревьев: благоухающий //стиракс//, гладкий //платан// и прочный //орех//. Дух есть //платан//, Дева - в //стираксе//, в //орехе// - Христос. Ведь платан распростер раскидистые ветви, создавая тень - так и Дух Святой, осенив Деву, образовал Христа. Я полагаю, что ветка стиракса, будучи от древа Давидова, произвела благоуханный цветок - как Дева родившая. Ореховый прут есть Христос, поскольку внутри орехов находится пища, скорлупа - снаружи, горькая кора - над зеленой кожицей. Заметь, что Божество Христа сокрыто в нашем теле: по плоти Он - немощный, по Слову - пища, и по кресту - горький. Твердая поверхность есть слово креста и пища креста, заключающая во плоти Христа небесную сущность. //**Стихотворения.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 37-39 **И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами** Первый прием: как опытный скотовод, Иаков утилизирует известную и древним чрезвычайную восприимчивость овец и коз к внешним впечатлениям и чувственным ощущениям во время случки — в водопойных корытах он кладет пред глазами разгоряченных в это время маток пестрые прутья тополя, явора и миндального дерева, искусно обнажив их от коры и сделав разноцветными. Последствием этого было массовое рождение животных с разного рода и формы пятнами и крапинами, которые, согласно условию (ст. 33–34), делались собственностью Иакова. Можно думать, что Иаков при этом «не на жезлы, остроганные, полагался, а ожидал божественной помощи» (отв. на вопр. 90, блаженного Феодорита), и что в совершавшемся было «много дивного и превышающего естественный порядок вещей» (Иоанн Златоуст, 57:609). [<10>]