[<10>] ====== Толкования на Быт. 30:41 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями** См. Толкование на [[old:gen:30:37#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 30:37]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями** Превращение белого скота в разноцветный он старается производить в крепчайшей и лучшей части стад [[old:gen:30:41|(Быт. 30:41-42)]]. **Скот сильный**. То значит слово המקשרות, по наиболее принятому мнению Кимхия, от слова קשר //связывать//. Сильнее бывает скот осенью, а весною слабее. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Августин ===== **Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями** Иаков никоим образом не был создателем пегих пятен на овцах, потому что он положил прутья с нарезкой перед скотом в водопойные корыта и смотрел, как те зачинали. И не от этого овцы зачинали пегих, а оттого, что от вида пестрых прутьев яркие впечатления пегости запечатлевались в их душах. И такие впечатления не могли не сказаться на их плоти... так что впечатление передалось на цвет потомства в этот чувствительный и впечатлительный период. Душа и тело способны таким образом душевно и телесно реагировать друг на друга, и это происходит сообразно закону гармонии; они неизменно делают это и живут в высшей мудрости Бога, не знающей пределов... То, что овцы родили ягнят, а не прутья, обязано неизменному и невидимому расположению мудрости Божией, согласно которой все вещи были сотворены. А то, что зачатые ягнята были определенного окраса как следствие пестрых прутьев, обязано душе беременного животного, на которую извне через глаза повлиял вид прутьев, в то время как изнутри - собственный характер развития зародыша, воспринятый от Творца. //**О Троице.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 41-42 **Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову** Этого нет у Семидесяти, но вместо «отстающих» и «поспевающих» они дали в качестве перевода нечто такое, что не поддаётся разумению. А вот что говорит Писание: Иаков, человек изобретательный и хитрый, остаётся честным и справедливым опять с помощью очередной уловки. Ведь если бы скот рождал всех ягнят и козлят пёстрыми, то возникло бы некое подозрение в обмане, и завистливый Лаван открыто воспротивился бы этому. Следовательно, Иаков устроил всё таким образом, чтобы и самому получить плод от своего труда, и Лавану не остаться совершенно раздетым. Если овцы и козы были оплодотворяемы в начале, то он клал перед ними ветви, чтобы рождалось пёстрое потомство, потому что весенний плод лучше. А всякий раз, когда овцы и козы искали самцов поздно, он не клал ветви перед их глазами, чтобы рождался одноцветный скот. И все, что рождалось первым, причиталось Иакову, так как было двухцветным и пёстрым. А всё, что рождалось после, доставалось Лавану, поскольку одноцветный скот появлялся как чёрным, так и белым. А в том месте, где написано «чтобы они зачинали перед ветвями», в еврейском тексте стоит jeamena (לְיַחְמֵ֖נָּה). Я способен выразить смысл еврейского слова только описательно. Потому что jeamena означает, собственно говоря, состояние предельного разжжения плоти во время соития, при котором всё тело сотрясается, а действие похоти находится в заключительной стадии и близится к завершению. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 41-42 **Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову** Наконец, третий прием: желая иметь скот не только в большом количестве, но и хорошего качества, а с другой стороны — не сделать увеличение своего скота слишком заметным Лавану, Иаков означенные два приема применял только в то время, когда зачинался скот крепкий, т. е. ранней весной //(Rosenmuller, Scholia,// 1:1, p. 478–479), а когда имел зачинаться скот слабый, то предоставлял дело самой природе, и скот рождался одноцветный, достававшийся Лавану. **//Толковая Библия.//** [<10>]