[<10>] ====== Толкования на Быт. 31:11 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я** **Ангел Божий**. Или //Ангел сотворенный//, в лице которого глаголал Сам Бог, или, вероятнее, //Ангел несотворенный//, то есть Сын Божий, Тот самый, Который в сказании о видении лестницы называется //Господь//, а в благословении Ефрема и Манассии //Ангелом Избавителем//; ибо и здесь Он называет Себя //Богом// [[old:gen:31:13|(Быт. 31:13)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой сед­мицы Великого поста (Быт. 31:3–16). В сей паремии повествуется о приготовлении Иакова к возвращению из Харрана на родину. **И рече ми ангел Божий во сне: Иакове! Аз же рех: что есть** См. Толкование на [[old:gen:31:10#ep_vissarion_nechaev|Быт. 31:10]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-13 **Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; Я Бог явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей** Указав выше на факт, что постепенный переход большей части скота Лавана к Иакову есть дело благословения Божья последнему, дело защиты его от неправды Лавана, Иаков теперь показывает женам, как убедился он в божественном благословении к нему, он говорит о целом ряде сонных видений ему, из которых одни имели место в начале шестилетнего срока службы его, а другие — в конце этого периода. В первом случае, всякий раз, как Иаков был опечален новой неправдой Лавана, он видел во сне исполнение своего желания; Ангел Божий указывал ему, что имеющие родиться овцы и козы будут тех именно цветов, какие по условию принадлежали Иакову, — Бог, видя несправедливость к нему Лавана, Своей творческой силой ограждал благосостояние Иакова и, предполагается, прощал его не всегда законные действия в борьбе с корыстолюбием Лавана. В ст. 13 говорится уже о недавнем видении Иакова, в котором Ангел Господень, напоминая Иакову о бывшем ему некогда видении в Вефиле и данном им там обете, повелевает ему возвратиться на родину. Перев. LXX (слав. и русск.) добавляет обетование Божия — быть всегда с Иаковом. Всем этим рассказом Иаков имеет в виду убедить жен своих идти с ним в Ханаан. В благословении Ефрема и Манассии Иаков называет [[old:gen:48:15|(Быт. 48:15–16)]] этого Ангела Всевышнего — Ангелом-Избавителем. [<10>]