[<10>] ====== Толкования на Быт. 31:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее** Не без цели и это замечено, а с целию – показать, что (дочери) еще держались отеческого обычая и имели большое уважение к идолам. Рассуди, в самом деле, с какою заботливостию она это сделала, – не унесла у отца другое что-либо, а одних только идолов, при том сделала это тайно и от мужа, потому что он, конечно, не позволил бы этого сделать. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 57.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее** См. Толкование на [[old:gen:31:17#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 31:17]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее** **Рахиль украла идолы**. На еврейском תרפים //терафим//. Семьдесят толковников переводят сие слово весьма различно: как то κενοταφια [[old:1ts:19:13|(1 Цар. 19:13)]], δήλοι [[old:os:03:04|(Ос. 3:4)]], αποφθεγγομενοι [[old:zah:10:02|(Зах. 10:2)]], а иногда удерживают еврейское ([[old:sud:17:05|Суд. 17:5]], [[old:sud:18:14|18:14]], сл.). Два из сих преложений соответствуют производству слова //терафим// от сирского תרף //вопрошать// и употреблению терафимов для прорицания [[old:iez:21:21|(Иез. 21:21)]]. В существе же вещи, терафимы, сколько известно из Св. Писания, суть образы человеческие, иногда неполные или уменьшенные, которые, вероятно, из домашних памятников сделались домашними богами. Хищение Рахили не может быть объяснено ни ее собственным суеверием, поелику она похищенных идолов не уважала [[old:gen:31:34|(Быт. 31:34)]], ниже одним противодействием суеверию Лавана, ибо для сего Рахиль могла бы их истребить или скрыть в пустом месте, не подвергая себя опасности обыска. Можно приписывать ей сугубое намерение: потрясти мужество и все надежды Лавана в самом их основании, дабы, лишенный своих богов, тем паче страшился он раздражать Бога Иаковлева; и воспользоваться под праведною защитою сего Бога [[old:gen:31:16|(Быт. 31:16)]] во свидетельство верности супругу и взамен вена [[old:gen:31:14|(Быт. 31:14-15)]] тем, что было важнейшего и, может быть, драгоценнейшего в доме отеческом. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ----- Позволительно ли было Рахили украсть идолов отца своего? - Некоторые толкователи Св. Писания во извинение поступка ее представляют то, что идолы, которые, вероятно, были золотые или серебряные, взяты ею в вознаграждение за несправедливость Лавана, который не дал приданого ни ей, ни сестре ее Лии и не вознаградил достаточно Иакова за его услуги. Некоторые полагают, что Рахиль хотела через это отнять у отца своего предмет идолопоклонства. Правда, в этом случае Рахиль действовала, побуждаясь ревностью справедливой; но действие, само по себе противное закону Божию, не может быть оправдано доброй целью: «не должно, - говорит Ап. Павел, - творить злая, да придут благая» [[new:rim:03:08|(Рим. 3:8)]]. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 19 **И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее** Ст. 24 **И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого** Ст. 29-30 **Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого. Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих?** Ст. 35 **Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И он искал, но не нашел идолов** **Украде** у Лавана Иаков сердце, а Рахиль богов его. И пришли они на гору Галаад, Лаван же **гна вслед... и достиже**. И явился Бог Лавану **во сне и рече ему: "Блюди себе, да не когда возглаголеши ко Иакову зла**, большого или малого". Однако же Лаван не мог скрыть гнева своего и сказал: **"Рука моя может озлобити вас**, но Бог отца твоего воспретил мне сие вчера вечером. **Вскую украл еси боги моя** и дочерей моих и бежал?" Прекрасна была любовь Иакова к Рахили, которая возлюбила Бога его. Идолов же отца своего презрела, потому что обесчестила их не только тем, что похитила как нечто маловажное и ни к чему не годное, но и тем, что в день, когда отец искал их, сидела на них, имея **обычная женская**. **//Толкование на книгу Бытия.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее** См. Толкование на [[old:gen:30:38#prp_maksim_ispovednik|Быт. 30:38]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее** Там, где мы теперь читаем «идолы», в еврейском тексте написано theraphim (תְּרָפִ֖ים). Акила переводит это как μορϕώματα, то есть «образы» или «изображения». Эти сведения позволяют понять, что означает слово theraphim в Книге Судей [[old:sud:17:05|(Суд. 17:5)]]. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 19-21 **И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется. И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад** Терафимы, которых украла Рахиль у отца своего, были своего рода пенатами, домашними богами (ср. ст. 30), употреблявшимися для вопрошения будущего: они имели фигуру человека [[old:1ts:19:13|(1 Цар. 19:13)]]. Возможно, что терафимы упомянуты в речи И. Навина о богах, которым служили праотцы еврейского народа [[old:nav:24:02|(Нав. 24:2)]]. Но вероятнее видеть в сообщаемом случае суеверие и в терафимах — своего рода талисманы. Похитила их Рахиль, может быть, с целью лишить Лавана возможности узнать, какою дорогою направился Иаков; или же терафимы Лавана обратили на себя внимание Рахили и по дороговизне их материала. Мидраш (Beresch. r. Раг. 74, s. 363) говорит, что Рахиль сделала это с целью освободить отца от его суеверия. Того же мнения о поступке Рахили был и блаж. Феодорит: «иные говорят, что Рахиль украла идолы по расположению к ним. А я предполагаю противное, именно же, что похитила с намерением и отца освободить от суеверия» (отв. на вопр. 91). Иначе и едва ли не точнее понимает поступок Рахили святой Иоанн Златоуст: «дочери еще держались отеческого обычая и имели большое уважение к идолам» (Бес. 57:613). Иаков //«похитил сердце у Лавана Арамеянина»// (согласно еврейского текста; у греков и славян подобного оборота нет) (ст. 20) — игра слов (ср. ст. 19); смысл выражения определяется второю половиною стиха: ушел тайком, взяв все же родных его дочерей (ср. ст. 26). Название Лавана «//арамеянином//» (слав. «//Сирин//») здесь и ниже (24 ст.) имеет цель, по замечанию Клерика, не отечество Лавана определить, а отметить нравы сего мужа, так как сирийцы издревле почитались самыми хитрыми и лукавыми из всех народов; Иаков же перехитрил хитрейшего (//Rosenmuller//, р. 487). Иаков перешел реку, т. е. Евфрат, и направился на юго-запад — к горе Галаад. Последнее название здесь (21 ст.) употреблено пролептически, [//пролептически// — предполагая скрытый и пока недоступный для посторонних смысл.] так как по ст. 47 только Иаков дал горе это имя. Место, где Иакова через 10 дней после его бегства догнал Лаван: 3 дня последний еще не знал о побеге Иакова, ст. 22, и 7 дней он гнался за ним до горы Галаад, ст. 23. Позже, как известно, вся заиорданская страна называлась Галаадом, и потоком Иавоком разделялась на северную и южную части. В данном случае разумеется, вероятно, самая северная часть территории, ближайшая к Месопотамии, а не теперешний Джелаад на Иавоке: дойти сюда в 10 дней Иаков, при медленности движения его каравана (ср. [[old:gen:33:13|33:13]]), не мог. На одной и той же горе, может быть, на разных холмах ее, располагаются особыми станами Иаков с семьею и Лаван с родственниками-спутниками (25 ст.). **//Толковая Библия.//** [<10>]