[<10>] ====== Толкования на Быт. 31:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого** Вот и опять видно неизреченное попечение Божие. Тот, кто сказал: //«возратися в землю твою, и буду с тобою»//, – Сам и теперь являет Свое промышление. Видя, что Лаван с сильным негодованием преследует праведника и хочет взыскать с него, так сказать, пеню за побег, Бог является Лавану ночью во сне. **«Прииде же**, – сказано, – **Бог к Лавану Сирину нощию, и рече ему»**. Посмотри, как Бог в попечении Своем о праведнике, снисходит до того, что беседует даже с Лаваном, дабы потрясши его душу удержать его от нападения (на Иакова). **«Блюди себе, да не когда возглаголеши с Иаковом зла»**. Велика благость Господа! Он видел, что Лаван спешит на битву, хочет напасть на праведника: поэтому Бог словом Своим останавливает его намерение и говорит: **«блюди себе, да не когда возглаголеши с Иаковом зла»**. Не покушайся, говорит, опечалить Иакова даже словами; берегись; удержись от своего злого намерения, укроти гнев, обуздай свой раздраженный дух, и не позволяй себе даже словом опечалить Иакова. И заметь человеколюбие Господа: Он не повелел Лавану возвратиться в свой дом, а только повелел ему не говорить праведнику ничего тяжелого, ничего оскорбительного. Почему же это и для чего? Для того, чтобы праведник на самом деле, из опыта видел, сколь великого попечения удостаивает его Бог. Если бы Лаван возвратился, то откуда узнал бы это Иаков, или его жены? И для того Бог дозволяет Лавану идти и своими устами пересказать Иакову то, что было сказано ему от Бога, дабы и сам праведник с большею поспешностию и смелостию продолжал путешествие, и его жены, узнав, какого попечения удостаивается Иаков от Бога всяческих, отвергли отеческое заблуждение, подражали праведнику и получили отсюда достаточное назидание к богопознанию. Для них не столь, конечно, достоверны были слова Иакова, сколько слова Лавана, еще преданного идолопоклонству, потому что свидетельства (о вере) неверующих и врагов благочестия всегда имеют особенную важность; – и это есть дело благоискусной премудрости Божией, когда она и врагов истины делает свидетелями истины и заставляет их собственными устами подтверждать ее. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 57.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого** См. Толкование на [[old:gen:31:17#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 31:17]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого** **Бог пришел к Лавану Сирийцу в сновидении ночном**. Сделанное Лавану откровение, взятое в отношении к Иакову, подает доказательство того, что Бог всегда находит средства к безопасности праведных и не гнушается Сам ходатайствовать за них даже у недостойных. Рассматриваемое же в отношении к самому Лавану, который с познанием истинного Бога соединял идолослужение, служит уроком, чтоб имеющие видения не почитали их верным знаком духовной чистоты своей, но со смирением принимали оные как дар, который должен быть обращен в служение Богу. **Не говори вопреки Иакову ни худого, ни доброго**. То есть ни ласками, ни угрозами не старайся возвратить его. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого** См. Толкование на [[old:gen:31:19#prp_efrem_sirin|Быт. 31:19]] ===== Лопухин А.П. ===== **И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого** См. Толкование на [[old:gen:31:22#lopuxin_ap|Быт. 31:22]] [<10>]