[<10>] ====== Толкования на Быт. 31:53 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака** Заметь, как после отца он присоединил и имя деда, который был брат патриарха, а его дед. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 57.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака** **Бог Авраамов и Бог Нахоров да судят нас; Бог отца их**. Приметно, что Лаван от Бога Авраамова отличает Бога Нахорова; ибо Иаков не клянется тою же клятвою, но своею особенною. Известно также из другого места Св. Писания [[old:nav:24:02|(Нав. 24:2)]], что в доме Фарры и Нахора было служение богам иным. Не понимал ли Лаван под именами Бога Авраамова и Бога Нахорова два особенные божества или ангелов двух домов, а под именем Бога отца их единого Бога верховного? Трудно вообразить, чтобы грубый язычник имел откровение от истинного Бога, а Лаван имел оное. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака** См. Толкование на [[old:gen:31:43#prp_efrem_sirin|Быт. 31:43]] ===== Лопухин А.П. ===== **Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака** Заключительный акт союза — клятва именем Божьим — у Лавана и Иакова совершается различно: у первого в политеистическом, у последнего в чисто монотеистическом, теократическом смысле. Впрочем, упомянув о Боге Авраама и Боге Нахора, как двух различных богах, Лаван затем как бы поправляет себя, употребляя выражение «Бог отца их». «Страхом Исаака» ср. ст. 42. [<10>]