[<10>] ====== Толкования на Быт. 32:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана** **«Убояся же Иаков и в недоумении бе»**. Страх возмущал его душу; он не знал, что делать и был в большом затруднении. Поэтому, как объятый совершенно страхом и видя пред глазами смерть, он разделяет **«на два полка»** весь бывший с ним народ. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 58.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана** См. Толкование на [[old:gen:32:03#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 32:3]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана** **И был в затруднении (смутился)**. То есть опасность казалась неизбежною: поелику опасно было как ввериться Исаву, которого встреча имела грозный вид по многолюдству, так равно и показать ему недоверие, которое могло вновь раздражить его. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. И сказал: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись** Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты [[old:gen:28:13|(Быт. 28:13–15]]; [[old:gen:31:13|31:13)]], — на что не без основания обращали внимание уже иудейские толкователи — обнаруживает, конечно, несовершенство веры Иакова в Промысл Божий (вера его чрезвычайно уступала в силе и твердости своей вере Авраама, [[old:gen:15:06|Быт. 15:6]]). Соответственно этому он употребляет прежде всего чисто человеческое средство защиты ожидаемых враждебных действий от Исава. Можно думать, впрочем, что, кроме естественной привязанности к жизни и страха за себя и семью, внутреннее беспокойство Иакова вызывалось упреками его совести за обман его в отношении Исава. Этот высший мотив, естественно, обращает мысль Иакова к Богу. [<10>]