[<10>] ====== Толкования на Быт. 32:24 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари** Итак, Иаков, который очистил свое сердце от всякой вражды и имел в себе чувство миролюбия, после того как оставил все свое, остался один и боролся с Богом. Ведь всякий, кто пренебрегает мирским, приступает к образу и подобию Божию. Что же значит бороться с Богом, как не начать состязание в добродетели, сойтись с более сильным и стать более лучшим подражателем Бога, чем прочие? И поскольку вера его и благочестие остались непревзойденными, то Господь открыл ему сокрытые тайны, //коснувшись состава бедра его//, - в знак того, что из его рода должен был произойти от Девы Господь Иисус, Который подобен и равен Богу. Состав пораженного бедра знаменует крест Христа, Который будет спасением для всех, распространив по всему миру прощение грехов, и Который неподвижностью и сном Своего тела дарует воскресение усопшим. Поэтому справедливо, что //солнце взошло// (ср. [[old:gen:32:31|Быт. 32:31]]) для Иакова, в чьем роде воссиял спасительный крест Господа. Подобным образом восходит и //Солнце правды// (т.е. Христос; ср. [[old:mal:04:02|Мал. 4:2]]) для того, кто знает Бога, ибо Он - Свет вечный. //**Об Иакове и блаженной жизни.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 24-25 **И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним** Велико человеколюбие Господне! Так как намеревался идти на встречу брату, то дабы он самым делом удостоверился, что не подвергнется никакой неприятности, (Господь) в образе человека вступает в борьбу с праведником, затем, видя себя побеждаемым, крепко взял, сказано, за **«широту стегна его»**. А все это делалось по снисхождению, чтобы изгнать из души праведника страх и побудить его идти навстречу брату без всякого опасения. Когда Он крепко взял, сказано, за **«широту стегна, отерпе широта стегна Иаковля, егда боряшеся с ним»**. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 58.//** ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари** И вот Иаков пришел к Иордану, где, переправив все свое имущество, он остался один, **и боролся Некто с ним до появления зари**. В этой борьбе Иаков был прообразом народа евреев; ангел же, с которым он боролся, был образом нашего Господа и Спасителя. Иаков боролся с ангелом, потому что народ евреев будет бороться с Христом до самой смерти Его. Но не все евреи, как мы уже говорили, не поверили в Христа; значительная часть их, как мы можем прочитать, уверовала в Его имя, и потому ангел //коснулся состава бедра его//, и он начал хромать. Та нога, на которую он стал хромать, представляет евреев, которые не поверили в Христа; нога же, оставшаяся неповрежденной, обозначает принявших Христа Господа. Наконец, обратите внимание на то, что Иаков в этом состязании и победу одерживал, и требовал благословения. Когда ангел сказал ему: //отпусти Меня//, Иаков ответил:// не отпущу Тебя, пока не благословишь меня//. Тем, что Иаков одерживал верх, показываются евреи, которые будут преследовать Христа; тем же, что он испрашивает благословения, преобразуются те, кто уверует в Христа Господа. Что же ангел ответил ему? - //Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь//. Это исполнилось тогда, когда народ евреев распял Христа Господа. //Отпусти Меня, ибо взошла заря//, - говорил ангел. Это - прообраз воскресения Господа, ибо Господь, как вы очень хорошо знаете, воскрес до зари (ср. [[new:mk:16:02|Мк. 16:2]]; [[new:lk:24:01|Лк. 24:1]]; [[new:in:20:01|Ин. 20:1]]). //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари** См. Толкование на [[old:gen:32:22#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 32:22]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари** **И остался Иаков один**. Или для того, чтобы последнему явиться пред лице Исава, или для молитвы. **Тогда Некто боролся с ним** и проч. Сие действие борьбы некоторые почитают только сновидением Иакова, поелику невероятным кажется то, что он, будучи один, ночью, неизвестного принял мышцами, а не мечом или луком; поелику он не был уже в возрасте крепости телесной, имел около ста лет от рождения; поелику Моисей не показывает, чему бы служила борьба; и, наконец, поелику борьба человека с Ангелом кажется странностью, особенно тогда, как Ангелы посланы были охранять сего человека, а не нападать на него. Но сии недоумения или ничтожны в себе самих, или могут быть противоположены сновидению так же, как и действительному событию. Моисей описывает не сновидение, а событие; и делаемое некоторыми сравнение сего повествования с повествованием о супружестве ([[old:os:01:02|Ос. 1:2]], сл.) ни к чему не служит, потому что и в сем последнем случае не с большею основательностью превращают событие в сновидение. Лицу, боровшемуся с Иаковом, даются имена: муж (некто), Бог, Ангел [[old:gen:32:24|(Быт. 32:24]], [[old:gen:32:28|28]], [[old:gen:32:30|30]]; [[old:os:12:03|Ос. 12:3-4)]]. Под сими наименованиями находят или думают находить некоторые из древних (Ргос. in h. I) злого духа, облеченного зраком Исава, — нелепость, которая без труда обличается из наименований противоборца, и прошения от него благословения; Р. Саломон — Ангела-хранителя Исавова; Ориген — Ангела, который вспомоществовал Иакову к борьбе против злого духа (L. III). Писатель некоторой древней еврейской книги, приводимый Оригеном (Tom. I. in hom. II. in Num.), — Ангела Уриила, который с Ангелом Израилем, вошедшим в Иакова, препирался, дабы самому соединиться с лицем сего патриарха; Августин (De civ. Dei, L XVI, с. 39. et Quaest. in Gen. CIV) — Ангела, как и вообще в видениях Ветхого Завета; Иустин (Dial, cum Tripb.), Климент (Paedag. L. I), Тертуллиан (Contra Praxeam), Афанасий (De Trin. L. IV, et V), Златоуст (rat. Cont Arian. Ill), Иларий (in Act. Apost, с. VII), Феодорит (m Gen. Quaest. XCII) — Сына Божия. Сие последнее мнение подтверждается тем, что лице Сына Божия есть единое, в котором с именем Бога наиприличнейшим образом соединяется имя Ангела [[old:mal:03:01|(Мал. 3:1)]]. Напрасно противополагают, что принятие образа человеческого для борьбы с человеком унизительно для Божества: Премудрость Божия не унижается же, когда исповедует сама, что она некогда играла на земном круге, и забавы ее были с сынами человеческими [[old:pr:08:31|(Притч. 8:31)]]. Понятие о состоянии уничижения в вочеловечении Сына Божия [[new:fil:02:07|(Фил. 2:7)]] также не исключает предварительных явлений Его в образе человека, которые и относятся к вочеловечению в предопределении. Как могло статься то, что Бог в образе человека вступил в борьбу с человеком, сие может быть изъяснено из древних восточных обычаев, поелику Бог, дабы вразумительнее беседовать с человеком, снисходит до применения к обыкновениям его. Приметно, что борьба на востоке, подобно как позже у греков, была в употреблении как дружественное упражнение для испытания и упражнения телесных сил. В обыкновении также были изобразительные (символические) действия, которые для выражения мыслей и чувствований соединяемы были с словами, так что действия сообщали силу словам, а слова — ясность действиям [[old:3ts:22:11|(3 Цар. 22:11]]; [[old:4ts:13:18|4 Цар. 13:18]]; [[old:ier:27:02|Иер. 27:2]], [[old:ier:27:03|3]], [[old:ier:27:07|7]]; [[old:iez:04:05|Иез. 4:5)]]. Таким образом, действие борьбы употреблено для того, чтобы дать больший вес и силу словам обещания: //если и с человеками бороться будешь одолеешь//. Борьба Божия, по-видимому, долженствовала происходить в духе, но борьба Иакова, сопровождавшаяся хроманием, кажется действием телесным. Дабы взаимно согласить сии понятия, должно признать начало действия в духе, а в теле — следствие. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 24-26 **И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня** Ст. 28 **И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь** В ту же ночь явился Иакову Ангел **и боряшеся с ним**. Иаков преодолел Ангела, но и сам был преодолен Ангелом, чтобы дознать чрез сие, сколь он бессилен и насколько силен. Бессилен потому, что, когда Ангел **прикоснуся... стегну **(бедру)** его**, вышло оно с места своего. И силен, потому что Ангел рече ему: **пусти мя.** Показывая же Иакову, сколько времени они боролись, Ангел присовокупил:** взыде бо заря**. И Иаков просил у него благословения, потому что боролись они друг с другом по любви. И Ангел благословил Иакова, показывая этим, что не гневается он на того, кто противостал ему, будучи человеком перстным. Так Бог исполнил все, о чем дал обетование Иакову. Ибо обогатил его, извел его и шел с ним, как обещал ему; избавил его от Лавана и спас от брата Исава. Впрочем, Иаков, давший обет Богу при исшествии своем отдавать десятину, собрал ее, но в страхе послал к Исаву. Потому и изменилось стегно его, как сам он изменил слову своему. И тот, **кто укрепился** с Ангелом, который есть огонь, стоит теперь пред Исавом хромой, хотя и не чувствует боли. **//Толкования на священное Писание. Книга Бытия//** ===== Прп. Гавриил (Ургебадзе) ===== **И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари** - Почему боролся Иаков с Богом? Бог ведь за секунду мог уничтожить его? Почему допустил Господь борьбу с Иаковом? Господь желал благословить Иакова. Если бы не боролись, не благословил бы; так как когда слабый сильного коснется - кто-то скажет: этот слабый такой сильный, потому что сильного коснулся. За то, что коснулся Бога, у Иакова нога вывихнулась (под борьбой еще молитва подразумевается). **Малхаз Джинория: Ваша жизнь - это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе) и воспоминания о нем.** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 24-29 **И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там** //Иаков борется с Ангелом// Таинственный борец, ночью боровшийся с Иаковом, повредивший ему бедро и переименовавший его в Израиля, по словам пророка Осии [[old:os:12:03|(Ос. 12:3–4)]], был Богом. Сам Иаков [[old:gen:32:30|(ст. 30)]] признает, что видел Бога, лицо Божие. Поэтому иудейское и христианское толкование данного места одинаково признают борца явлением из небесного мира — Ангелом. При этом церковные учители и многие позднейшие толкователи христианские видели в этом Ангеле Ангела несотворенного — Ангела Сущего, ранее являвшегося Иакову при Вефиле [[old:gen:28:start|(28 гл.)]] и в Месопотамии [[old:gen:36:start|(36 гл.)]] и, по верованию Иакова, охранявшего его всю жизнь ([[old:gen:48:16|Быт. 48:16]]). Мнение некоторых раввинов, будто боролся с Иаковом Ангел-хранитель Исава или даже демон мстил Иакову за Исава, конечно, странно, но заключает в себе некоторый элемент истины, поскольку ставит таинственное борение Иакова с враждебными отношениями его к брату. Иаков доселе боролся с братом, и средствами не всегда безукоризненными. Теперь Ангел Господень «влагает смелость в Иакова, который боялся брата» (блаженный Феодорит, там же). Но Иаков достигает этого благодатного ободрения путем борьбы с Ангелом Божиим, борьбы, бывшей не только напряжением физической силы Иакова [[old:os:12:03|(Ос. 12:3]], //beono//, «в силе, крепости своей»), но и еще большим напряжением сил духовных, молитвою веры: по пророку Осии, Иаков в борении своем с Ангелом Божиим «и превозмог, но плакал и умолял Его» [[old:os:12:04|(Ос. 12:4)]]. Указание на духовный момент борьбы заключается и в повествовании Моисея — в просьбе Иакова благословить его [[old:gen:32:26|(ст. 26)]]. По этой внутренней стороне своей, борьба Иакова с Ангелом Господним, есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и трудностям жизни; вместе же с тем она есть и предизображение всей будущности потомства Иакова, отселе получающего [[old:gen:32:28|(ст. 28)]] имя Израиля, — всей ветхозаветной теократической истории. Вообще, по характеру и значению своему богоборство Иакова напоминает ночное видение Авраама [[old:gen:15:start|(гл. 15)]], в котором также (но более конкретно) предизображалась будущая история избранного народа, складывавшаяся также из противодействия народа божественному призванию, обладания им непреходящими духовными благами и временных испытаний и потерь материальных. Что борьба Иакова не была сновидением или вообще явлением визионерным, видно уже из употребленного в еврейском тексте глагола //abaq// ([[old:gen:32:24|ст. 24–25]]; Евр. 25–26) — //сражаться подобно атлету// (покрываясь пылью), а еще более из повреждения состава бедра его (//nervus ischiadicus//) и хромоты его вследствие того [[old:gen:32:25|(ст. 25,]] [[old:gen:32:31|31)]]. Так, «и по пробуждении Иакова стегно его оставалось поврежденным, и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения» (блаженный Феодорит). Вместе с тем это должно было научить Иакова, что победа дарована ему только по снисхождению таинственного Борца. И Иаков, как бы уразумев смысл борьбы, не хочет расстаться с борьбой и Борцом без благословения с Его стороны [[old:gen:32:26|(ст. 26)]]. Но Ангел Господень — применительно к воззрениям древних, что богоявления посещают человека только ночью, говорит Иакову о необходимости удаления Его с восходом зари (по раввинскому объяснению, Ангел спешит, чтобы с ангельскими сонмами принести Богу утреннюю хвалу, Beresch. r. Par. 78, s. 378). Просимое Иаковом благословение дается ему в перемене его имени, сообразно обстоятельствам дела и внутренней настроенности Иакова. Отселе прекращается его борьба хитростью — «запинание» в отношении к людям и обстоятельствам (в получении благословения, в отношениях к Лавану и проч.), и начинается священное борение его духом за высшее богодарованное призвание; посему вместо прежнего природного имени «Иакова» ему и потомству его даруется священное, теократическое имя «Израиль» — по объяснению самого текста «богоборец» (святой Иоанн Златоуст толкует: «видящий Бога», — по значению подходило бы и это объяснение, но этимологически оно едва ли возможно), — путем постоянства подвига молитвы (ср. [[new:evr:05:07|Евр. 5:7)]] принимающий духовные блага от Бога, что вместе с тем будет залогом победы Иакова-Израиля и над врагами. Получив новое имя от Ангела Господня, Иаков вопрошает и Его об имени, но Он не называет Себя. По сравнению с мазоретским текстом у LXX, в слав. и рус. есть в [[old:gen:32:29|ст. 29]] прибавка к еврейскому тексту: «оно чудно», — сходная с [[old:sud:13:18|Суд. 13:18]], подтверждающая, что боролся он с Ангелом Божиим, и видимо имевшая место в оригинальном списке. **//Толковая Библия.//** [<10>]