[<10>] ====== Толкования на Быт. 32:26 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня** См. Толкование на [[old:gen:32:22#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 32:22]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня** **Пусти меня, ибо взошла заря**. Слова сии допускают различные изложения: «Оставь меня: я хочу быть ощутим, но невидим»; «Оставь меня, ибо заря призывает тебя к твоему ополчению и к продолжению путешествия»; «Оставь меня, дабы с наступлением дня не обнаружить недостойным или слабым видения, для них не вместительного». **Не пущу Тебя, если не благословишь меня**. Может быть, по обычаю борьбы, наградою победителя было благословение, или, вероятнее, Иаков начал просить благословения потому, что узнал уже отчасти своего противоборца и взялся за него всею силою веры. Почему Осия говорит, что Иаков, после того как в крепости своей боролся с Богом, и боролся против Ангела, и одолел, — плакал и молил его [[old:os:12:03|(Ос. 12:3-4)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня** См. Толкование на [[old:gen:32:24#prp_efrem_sirin|Быт. 32:24]] ===== Блж. Августин ===== **И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня** Под //зарею// мы понимаем свет истины и мудрости, в которой все сотворено (ср. [[new:in:01:03|Ин. 1:3]], [[new:in:14:16|14:16]]; [[new:1kor:01:24|1 Кор. 1:24]]). Ты насладишься светом, когда пройдет эта ночь, то есть зло века сего (ср. [[new:in:09:04|Ин. 9:4-]][[new:in:09:05|5]]). Ибо тогда наступит утро, когда придет Бог, чтобы стать настолько же видным для нас, как для ангелов. Потому что //теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу// ([[new:1kor:13:12|1 Кор. 13:12]])... Но что, собственно, он сказал?** Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня**. Господь изначально благословляет по плоти. Верные знают, что они получают, что они благословлены по плоти. И они знают, что не были бы благословлены, когда бы не плоть, которую Он отдал за жизнь мира (ср. [[new:in:06:51|Ин. 6:51]]). Но каким образом благословлен Иаков? Тем, что переборол Бога, держался крепко и устоял, и не упустил из рук того, что упустил Адам. Так давайте же мы, верные, держать крепко то, что получаем, с тем чтобы заслужить благословение. Что означает борьба Иакова и его нежелание отпустить? Господь говорит в Евангелии: //Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его// ([[new:mf:11:12|Мф. 11:12]]). Вот о чем мы говорили выше: бороться, держаться за Христа, любить врага своего. Держишь Христа здесь и сейчас, если возлюбил врага своего (ср. [[new:mf:05:44|Мф. 5:44]]; [[new:lk:06:27|Лк. 6:27]], [[new:lk:06:35|35]]). И что Сам Господь говорит, то есть ангел от лица Господа, когда Иаков одолел и держал Его крепко? ...Он говорит Иакову: **отпусти Меня, ибо взошла заря**. Тот ответил: **не отпущу Тебя, пока не благословишь меня**. И Он благословил Иакова. //**Проповеди.**// ===== Иларий Пиктавийский ===== **И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня** О, святой и благословенный патриарх Иаков, будь же ныне со мной верой твоего духа против ядовитого шипения неверия и, превосходя в борьбе с человеком, моли его, как более сильный, благословить тебя! Что же это такое, чего ты просишь у слабого, чего ожидаешь от немощного? Ты еще сильнее сжимаешь в своих объятиях того, благословения которого просишь. Деятельность твоего разума расходится с действиями твоего тела, ведь ты ведешь себя иначе, чем думаешь. В своей борьбе ты держишь в объятиях немощного человека, но он для тебя - истинный Бог, не по названию, а по природе. Ведь не благословениями усыновления требуешь ты благословить тебя, о патриарх, но истинными благословениями. Ты борешься с человеком, но видишь Бога лицом к лицу. И видишь Его не своими телесными очами, но воспринимаешь зрением своей веры. Он - немощный человек ради тебя, но душа твоя благодаря видению Бога спасена. В борьбе ты - //Иаков//, но после того, как вера твоя испросила благословение, ты - //Израиль//. Человек покоряется тебе по плоти ради таинства страдания во плоти. Ты знаешь, что Бог немощен во плоти для таинства благословения в Духе. И вид Его не препятствует тому, чтобы сохранилась вера; и немощь Его не останавливает, чтобы требовать благословения. И не человек делает то, чтобы Богом был Тот, Кто является человеком. И Тот, Кто есть Бог, есть Бог истинный, поскольку не может не быть истинным Богом Тот, Кто есть Бог и Кто благословляет тебя, изменив твое имя. //**О Троице.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня** См. Толкование на [[old:gen:32:24#lopuxin_ap|Быт. 32:24]] [<10>]