[<10>] ====== Толкования на Быт. 34:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол** Что, значит: **«безопасно»**? То, что хотя они вдвоем выступили против такого множества, но большую безопасность им доставляло то, что все они лежали, как раненые. Чтобы объяснить нам это, Божественное Писание замечает: **«бысть же в третий день, егда бяху в болезни»**. Это обстоятельство давало безопасность Симеону и Левию, и их двоих делало сильнее многих. **«И иссекоша весь мужеск пол»**, то есть, всех мужей лежавших в болезни обрезания и, так сказать, уже приготовленных к убиению. Между другими напали и на юношу, который оскорбил сестру их; но не удовольствовавшись таким мщением, захватили и овец и весь скот их, и всех детей и, вместе с людьми истребив город, возвратились. Видишь, возлюбленный, какое зло произвело безрассудство одного юноши? Видишь, какую гибель принесло оно всем жителям города? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 59.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол** См. Толкование на [[old:gen:34:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 34:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол** **На третий день**. Абен–Езра замечает, что болезнь обрезания обыкновенно сильнейшим образом чувствуется на третий день. **Два сына Иаковлевы, Симеон и Левий** и проч. Два сына Иакова, преимущественно пред прочими, входят в дела Дины как единоутробные и отчасти как старшие, но сим не исключается помощь рабов, необходимая в их предприятии. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол** См. Толкование на [[old:gen:34:02#prp_efrem_sirin|Быт. 34:2]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол** Желаешь знать толкования имен патриархов. Скажу тебе оные. Рувим означает: видящий сын, **Симеон** – послушание Богу, **Левий** – прилепленный, то есть прилепившийся к Богу и пребывающий с Ним в единении, Иуда – исповедание, Иссахар – награда святых, Завулон – ночное спасение, Иосиф – прибавление Господне, Вениамин – сын десницы, Дан-суд, Нефеалим – нагнутая ветвь, или молитва, Гад – благоуспешный, или удачный, Асир- богатство, или блаженство. **//Письма на разные темы. Акакию Мемориалию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол** Вместо слова ἀσϕαλῶς, то есть «осторожно», которое мы читаем в греческих книгах, в еврейском тексте написано bete (בֶּ֑טַח), то есть «смело» и «уверенно». **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол** Здесь изображается страшная картина кровавой мести двух сыновей Иакова сихемлянам и буйного разграбления их имущества всеми братьями. Третий день после совершения обрезания характеризуется наибольшим воспалением раны после операции (Vulg.: Die tertio, quando gravissimus vulnerum dolor est). Воспользовавшись мучительными страданиями и беспомощностью жителей Сихема, их неспособностью к защите и сопротивлению, Симеон и Левий (называемые здесь нарочито братьями Дины, так как они имели мстить за поруганную честь единоутробной сестры их) в сообществе, без сомнения, слуг своих, вооружившись мечами, отважно (евр. //betach//; слово это может быть, по конструкции речи, отнесено и к городу, и в таком случае дает ту мысль, что жители города беспечно, спокойно встретили нападающих, в которых доверчиво видели только союзников) произвели поголовную резню всего мужского населения. Это кровавое дело тем легче могло быть выполнено, что у сихемлян, если верить Иосифу Флавию, был тогда праздник, и стража и жители были в опьянении. Мидраш, желая как бы сгладить вину двух патриархов еврейских, говорит, что кровавая расправа Симеона и Левия была сигналом для вооружения и самого Иакова против окрестных племен (Beresch. r. Раr. 80, s. 395), причем ссылается на [[old:gen:48:22|(Быт. 48:22)]]. Но библейский текст не только ничего не говорит об участии Иакова в преступлении двух его сыновей, но прямо свидетельствует, что Иаков был крайне огорчен поступком Симеона и Левия [[old:gen:34:30|(ст. 30)]] и излил всю горечь осуждения и проклятия этому поступку на смертном одре [[old:gen:49:05|(Быт. 49:5–7)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]