[<10>] ====== Толкования на Быт. 34:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею** Итак, сыны Иакова совершили мщение по чувству целомудрия; они оправдываются пред отцем, и говорят: жители посрамили нас; они поступили с сестрою нашею, можно сказать, как с блудницею. Мы вынуждены были поступить так для того, чтобы и другим впредь был урок – не позволять себе такой дерзости. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 59.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею** **Неужели оставить было, чтобы поступали с сестрою нашею как с блудницею**? Несмотря на сие оправдание, Иаков строжайшим образом осудил поступок Симеона и Левия в последние минуты своей жизни [[old:gen:49:05|(Быт. 49:5-7)]]. Для полного о сем суждения должно поставить оскорбителей против мстителей и рассмотреть как вины, так извинения. Преступление Сихема [[old:gen:34:02|(Быт. 34:2)]] сугубо тяжко как по существу своему, так еще и потому, что, будучи оскорблением соседственного независимого народа [[old:gen:34:07|(Быт. 34:7)]], подвергало Сихемлян опасности войны. Дина, невинная в преступлении Сихема, наказана оным за любопытство и легкомыслие [[old:gen:34:01|(Быт. 34:1)]]. Эммор и Сихемляне, которые вместо того, чтобы тщательно сохранять святость гостеприимства, думали воспользоваться его нарушением для умножения своего богатства и на преступлении основать союз двух народов [[old:gen:34:09|(Быт. 34:9)]], недостойны были сего союза. Симеон и Левий, праведно раздраженные за преступление, имели на своей стороне право войны против Сихемлян, но не приняли во уважение следующих обстоятельств: 1)что великодушие и человеколюбие требовало удержаться от кровопролития, когда покорность виновных [[old:gen:34:24|(Быт. 34:24)]], дары [[old:gen:34:12|(Быт. 34:12)]] и брак [[old:gen:34:21|(Быт. 34:21)]] довольно могли загладить бесчестие, нанесенное Дине; 2)что они суть возмутители, если употребили право войны [[old:gen:34:25|(Быт. 34:25)]] без воли главы племени [[old:gen:34:30|(Быт. 34:30)]]; 3)что нарушение данного слова [[old:gen:34:15|(Быт. 34:15)]] не может входить в действия правосудия; 4) что, употребив священный обряд обрезания орудием убийства [[old:gen:34:24|(Быт. 34:24-25)]], они делают оскорбление завету Божию; 5) что в опустошении целого города [[old:gen:34:25|(Быт. 34:25)]] смешивались с виновными невинные. Из сего замешательства человеческих дел Промысл, коего дела никогда не приводятся в замешательство, извлек то последствие, что все виновные наказаны, а избранное племя сохранено от смешения с язычниками. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею** Ответ Симеона и Левия показывает отсутствие в них раскаяния, что, кроме характера эпохи, освящавшей кровную месть, говорит и о личной бессердечности их. [<10>]