[<10>] ====== Толкования на Быт. 36:30 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 30-31 **старейшина Дишон, старейшина Эцер, старейшина Дишан. Вот старейшины Хорреев, по старшинствам их в земле Сеир. Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых** Перечисляются цари, царствовавшие в земле Едома, //«прежде царствования царей у сынов Израиля»// (с евр. //«прежде воцарения царя…»//). Из первоначально двойственного состава населения Сеира, едомлян и хорреев, в более или менее непродолжительное время — список царей производит впечатление глубокой древности: образовалось в стране Едома царство, 8 царей которого и перечисляются. Мидраш (Beresch. r. Раr. 83, s. 406) сопоставляет этих царей Едома с судьями израильскими. Действительно, царская власть у Едома в то отдаленное время, видимо, не была наследственной (какой сделалась у идумеев ко временам Давида и Соломона, [[old:3ts:11:14|3 Цар. 11:14]]): ни один из 8 царей не принимает царской власти по преемству от отца своего — народное избрание или даже узурпация определяли преемственное следование их одного за другим, причем были цари и чужеземные, как Саул из города Реховоф на Евфрате (ст. 37). Отсюда уже можно заключать о непродолжительности их царствований и предполагать, что все они царствовали со старейшинами (15–19 ст.) в тот 200-летний период, который определяет Моисей от смерти Исава. Вероятно, в частности, предположение некоторых толкователей (между прочим, м. Филарета), что последний царь идумеев из здесь упоминаемых — Гадар (ст. 39), о смерти которого нет нарочитого упоминания, был жив во время Моисея, и к нему последний посылает послов из Кадеса ([[old:chis:20:14|Чис. 20:14]] и след.) с просьбою о позволении пройти через его владения. Старейшины же Едома, упомянутые в [[old:gen:36:15|ст. 15–19]] и затем в [[old:gen:36:40|ст. 40–43]], без сомнения, могли управлять отдельными городами или общинами и совместно с царями, не образуя особой эпохи в истории Едома. Этими соображениями ослабляется, если не вовсе разрешается, то затруднение (побудившее некоторых еврейских и христианских толкователей относить составление раздела, [[old:gen:36:31|ст. 31–39]], ко времени Иосафата), что в указанный, сравнительно небольшой, период времени страною Едома управляли и старейшины [[old:gen:36:15|(ст. 15–19)]], и цари [[old:gen:36:31|(ст. 31–39)]], и опять старейшины [[old:gen:36:40|(ст. 40–43)]]. Другое затруднение представляет замечание [[old:gen:36:31|31 ст]]., что перечисляемые далее цари идумейские царствовали до появления царя в Израиле: из этого замечания заключили, что книга Бытия (а вместе и все Пятикнижие) в настоящем виде произошла лишь при царях израильских, о которых-де не мог говорить Моисей. Но возможно, что Моисей говорил здесь о появлении царской власти в будущем, а что идея царской власти в избранном племени была близка сознанию Моисея и даже всякого верующего члена потомства Авраама, Исаака, Иакова, видно из того, что каждому из этих патриархов обетовано происхождение вместе с народами и //царей// [[old:gen:17:06|(Быт. 17:6]]; [[old:gen:26:03|26:3]]; [[old:gen:35:11|35:11)]]; под влиянием этой идеи законодатель Моисей во [[old:vtor:17:14|Втор. 17:14–20]] дает пространное постановление о царской власти, равно предполагает будущее существование царской власти и в предсказании о плене народа и царя [[old:vtor:28:36|(Втор. 28:36)]]. Возможно, впрочем, что весь раздел [[old:gen:36:31|Быт. 36:31–39]], внесен в текст главы позднейшей рукою из [[old:1par:01:43|1 Пар. 1:43–53]], места, совершенно тождественного с первым; но древность и значение этой табели от того не понижается, так как родословия кн. Паралипоменон по своему началу восходят ко временам древнейшим. //**Толковая Библия. **// [<10>]