[<10>] ====== Толкования на Быт. 37:1 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Иаков жил в земле странствования отца своего, в земле Ханаанской** Из двенадцати сынов Иаковлевых Иосиф занимает в повествовании Моисея главное место. Приключения его важны как в особенности потому, что ими объясняется переселение евреев в Египет, так вообще потому, что в них открывается непрестанное действие Промысла на судьбу человека, среди труднейших замешательств всегда премудрое и точное, среди тягчайших несчастий благодетельное и спасительное. Входя теперь в историю сего Патриарха и начиная ее от приключения, которое заключает в себе узел, влекущий многие другие приключения целого дома Иаковлева, повествователь прежде всего полагает общее вступление в историю сынов Иаковлевых [[old:gen:37:01|(Быт. 37:1-2)]]. Потом показываются время, когда начинаются приключения Иосифа [[old:gen:37:02|(Быт. 37:2)]], причины ненависти, которую имели к нему его братья [[old:gen:37:02|(Быт. 37:2-11)]], обстоятельства первого его несчастия [[old:gen:37:12|(Быт. 37:12-28)]], погрешительное мнение Иакова и сетование о его смерти [[old:gen:37:29|(Быт. 37:29-35)]], вступление Иосифа в Египет [[old:gen:37:36|(Быт. 37:36)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Иосиф пас овец с сынами наложниц и довел до отца худую о них молву. И за то, что открыл пороки их, братья возненавидели его. И видел Иосиф два сна: первый - о снопах, а второй - о том, что солнце, луна и двенадцать звезд поклонялись ему. За сны эти еще более возненавидели его братья. А над снами его смеялись и говорили: "Ужели и Рахиль, которая умерла, придет и поклонится ему?" Но они не знали, что муж и жена суть одно тело. И когда Иаков, представленный в образе солнца, поклонился на верх жезла Иосифова, тогда в нем поклонилась и Рахиль, представленная под образом луны, хотя и не кланялась в действительности. Иаков послал Иосифа к стадам, чтобы принести весть о братьях. Братья же, вместо вести об Иосифе, прислали к отцу ризу его, обагренную кровью, а Иосифа без милосердия ввергли в ров, бывший в пустыне. Сами же дома слезно плакали о нем. Его нагого продали Аравитянам, а сами вопили о нем в присутствии Хананеев. Иосифу на руки и на ноги наложили узы и отправили в путь, а сами, спокойно сидя в доме, совершали о нем сетование. Так Иосиф пришел в Египет, был продан там и в короткое время переменил двух господ. ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Иаков жил в земле странствования отца своего, в земле Ханаанской** В 37-й главе излагается история Иосифа. В ней есть много черт, по которым невольно переносишься к возлюбленному Сыну Отца Небесного – Господу нашему Иисусу Христу. Особенно замечательно сходство в лицах, продавших Иосифа и Господа. Оба – Иуды, и оба продали за деньги. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иаков жил в земле странствования отца своего, в земле Ханаанской** __История Иосифа.__ Возвращаясь, после перерыва (перечня родословий племени Исава, [[old:gen:36:start|гл. 36]]) к повествованию об Иакове и ближайшем потомстве его (ср. [[old:gen:35:27|Быт. 35:27–29]]), священнописатель напоминает, что по отделении и удалении Исава ([[old:gen:36:06|36:6–7]]) от Иакова, последний был по-прежнему //«в земле странствования отца своего»// — в Ханаане, который хотя в будущем, по обетованиям Божиим, имел быть собственностью потомства Авраама — Иакова, но пока был лишь землей странствования (евр. //megurim// — Мидраш сближает со словом //ger//, //пришелец, прозелит//, и говорит, что Исаак, как Авраам и Иаков, приобретали в Ханаане прозелитов истинной веры, — Beresch. r. Раr. 84, s. 409). В частности, Иаков в данное время жил в Хевроне [[old:gen:35:27|(35:27]]; [[old:gen:37:14|37:14]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]