[<10>] ====== Толкования на Быт. 39:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице** См. Толкование на [[old:gen:39:19#svt_ioann_zlatoust|Быт. 39:19]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице** Я назвал бы его более счастливым, хотя он и сажается в темницу, поскольку он претерпел мученичество за целомудрие. В самом деле, целомудрие – благой дар, но оно имеет меньшую заслугу, если не подвергается опасности. А где оно сохраняется при опасности для жизни, там оно получает больший венец. Без суда и следствия Иосиф сажается в темницу, как преступник, но Господь не оставил его и в темнице. Пусть не смущаются невинные, даже если им предъявляют ложные обвинения и несправедливо сажают в темницу. Господь посетит своих и в темнице. И поэтому там больше помощи, где больше опасности. //**Об Иосифе.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице** Иосиф стал еще благословеннее, когда был брошен в темницу, ибо он терпел мученичество в защиту целомудрия. Дар чистоты – великое дело и тогда, когда ей ничто не угрожает, но когда она охраняет себя даже с риском для собственной безопасности, то бывает увенчана еще в большей степени. //**Проповеди.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице** **Отдал его в дом темничный**. Как жизнь раба недорого ценилась в древности, то род наказания Иосифа показывает, что господин его едва ли был убежден в действительности его преступления; но, вероятно, жертвовал им прихоти своей жены и чести своего дома. Не отягчало ли креста Иосифова и сие, что он должен был страдать не только без вины, но и от того, кому известна была его невинность и верность. ...По прообразованию, примеченному в истории Иосифа отцами Церкви, страдания его в Египте соответствуют страданиям Иисуса Христа в руках язычников, а освобождение и возвышение Иосифа — действию и состоянию превознесения Иисуса Христа. Иосиф осуждается как неверный раб, хотя Фотифар чувствовал несправедливость принесенной на него жалобы; Иисус также осуждается как возмутительный раб кесаря, хотя Пилат никакой вины не нашел в Нем [[new:in:18:38|(Ин. 18:38)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ----- Взирая на этот долгий ряд несчастий, которые тяготели над Иосифом в течение стольких лет, но не поколебали его веры и упования на Бога, мы научаемся, что не только временное благополучие не всегда бывает наградой добродетели, и несчастья не всегда бывают наказанием за грех, но и самые жестокие страдания и скорби, которые иногда, по неисповедимым судьбам Промысла Божия, претерпевают добродетельные, бывают для них путем к славе. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице** См. Толкование на [[old:gen:39:10#prp_isidor_pelusiot|Быт. 39:10]] ===== Квотвультдей Карфагенский ===== **и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице** Прообразуя страдания Христа... Иосиф был заключен в темницу. Наш Иосиф, или Христос, как говорит Исайя, //к злодеям причтен был// [[old:is:53:12|(Ис. 53:12)]]. Между виновными невинного мужа ведет премудрость Божия, которая, как написано, //нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах// [[old:prs:10:14|(Прем. Соломона 10:14)]]. Наш Иосиф-Христос так восклицает:// я стал, как человек без помощи, между мертвыми свободный// [[old:ps:087:05|(Пс. 87:5-6)]]. //**Книга обетований и предсказаний Бога.**// ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице** Святой муж посчитал свою темницу дворцом, но вернее, он был сам в темнице дворцом, ибо там, где вера, непорочность и целомудрие, там дворец Христа, там храм Божий, там жилище Духа Святого. Следовательно, если некий муж тешится видом своего тела, а некая женщина гордится своей плотской красотой, то надлежит первому следовать примеру Иосифа, а второй – примеру Сусанны (см. [[old:dan:13:start|Дан. 13]]): пусть будут они непорочны телом и целомудренны духом, ибо такие прекрасны не только перед людьми, но и перед Богом. В Церкви есть три примера целомудрия, которым каждому надлежит следовать: Иосиф, Сусанна и Мария. Примеру Иосифа должно следовать всякому мужу, всякой женщине – примеру Сусанны, а всякой деве – Марии. //**Проповеди.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-23 **и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице. И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех** //Милость Божья к Иосифу// Название темницы – //sohar//, не встречающееся нигде в Библии, кроме истории Иосифа [[old:gen:39:20|(Быт. 39:20–23]]; [[old:gen:40:03|40:3–5)]], и употребляемое здесь с пояснительным замечанием: место, «где заключены узники царя» (т. е. преступники государственные), Абен-Эзра считал египетским словом, а Яблонский сближал это слово с коптск. //soncharch// – «стража связанных». Но Гезениус находит возможным видеть здесь слово одного корня с еврейским //sachar//, //ограждать//, откуда //sohar (sochar)// – укрепление, что наиболее подходит к ὀχύρωμα у LXX-ти (слав. «твердыня»). Начальник темницы [[old:gen:39:21|(ст. 21,]] [[old:gen:39:22|22,]] [[old:gen:39:23|23)]], у которого Иосиф заслужил благоволение, отличен от Потифара, при доме которого, вероятно, находилась темница и которому начальник последней был, вероятно, подчинен. Так исчезает противоречие, находимое критиками в библейском рассказе – в том именно, что Иосиф имел двух господ и что было 2 начальника стражи. [[old:ps:104:17|Пс. 104:17–18]] упоминает о заключении Иосифа в оковы; но это было, вероятно, лишь в первое время по заключении. Заключен был Иосиф, может быть, 28 лет от роду, так как после 2-летнего заключения, при возвышении на пост первого министра фараона, он имел 30 лет [[old:gen:41:46|(Быт. 41:46)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]