[<10>] ====== Толкования на Быт. 40:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским** **«Бысть же**, – сказано, – **по словесех сих»**. Каких словесех? То есть, после рассказанных обстоятельств оклеветания Иосифа и осуждения его на темничное заключение; также после того, как мы узнали, что Господь был с ним и что начальник темницы доверил ему управление всею темницею. **«Бысть же по словесех сих»**, когда он был ввержен в темницу, что главный виночерпий и главный хлебодар учинили преступление и были осуждены царем на заключение в ту же темницу. Приняв их, начальник стражей поручил их Иосифу. Он обходился с ним уже не как с узником, но как с участником в его заботах, или лучше – как с таким, который способен был облегчать тяжкую участь заключенных. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 63.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским** Спрашиваешь, что означают служившие у Фараона, возлюбившего целомудренного Иосифа, **«старейшина винарске и старейшина житарске»** [[old:gen:40:01|(Быт. 40:1)]]? Думаю, что **«старейшина винарске»** означает христиан, приносящих Богу вино веры, а **«старейшина житарске»** указует собою на это сонмище убийц Господних, неверных Евреев, у которых за великое жестокосердие и неразумие отнята глава. Ибо Христос именуется Главою Церкви, и Он – не глава не верующих в Него. Поэтому не уверовавший в Божественную проповедь обезглавливается и предается позорной смерти, а верные, окрылившись умом и ведением, воспаряют к пречистой и спасительной Трапезе, и едят Хлеб, //«сшедый с небесе»// и дарующий нам жизнь вечную [[new:in:06:50|(Ин. 6:50).]] **//Письма на разные темы. Схоластику Руфину.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским** Там, где мы поставили «старший виноторговец», в еврейском тексте написано masec (מַשְׁקֵ֥ה). Это то слово, которое мы недавно читали в имени раба Авраама. Пользуясь народным словоупотреблением, мы можем перевести его как «виночерпий». И это не ничтожная должность: у варварских царей и в наше время считается очень почётной привилегией подавать царю чашу. И поэты часто пишут о Ганимеде и Юпитере, как бог назначил своего возлюбленного на эту самую должность. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== __Иосиф в темнице с двумя придворными фараона.__ **После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским** Евр. текст ст. 1 не называет виночерпия и хлебодара главными или начальствующими, но прибавка эта у LXX и слав. в ст. 1 вполне точна, так как ниже [[old:gen:40:02|(ст. 2,]] [[old:gen:40:07|7–9)]] вельможи, провинившиеся перед фараоном, не раз называются и в еврейском тексте — начальником виночерпиев и начальником хлебодаров. Должности эти при восточных царских дворах считались и были очень важными; вся сила восточных деспотов опиралась на множество придворных, совмещавших личную службу царю со службой государственною. В чем состояла вина придворных фараона, библейский текст не говорит. Имея ввиду произвол восточных деспотов, каравших своих слуг и за ничтожные проступки, р. Ярхи полагал, что в чашу виночерпия могла попасть муха, в хлебе, подаваемом фараону хлебодаром, могли оказаться соринка, уголь и т. п. Таргум Ионафана, напротив, с большей вероятностью предполагает подозрение обоих вельмож в намерении отравить царя; в этом обвинении виночерпий оправдался, а хлебодар — нет. **//Толковая Библия.//** [<10>]